Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
Комментарии к письму, полученные редакцией журнала из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии
им. В.П.Сербского
В связи с обращениями, поступающими по поводу направления гражданки Украины Надежды Савченко на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу, ниже публикуется комментарий по правовым аспектам производства судебных экспертиз в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях Российской Федерации. Комментарий подготовлен специалистами Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского.
В настоящее время производство судебных экспертиз в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях (отделениях судебно-психиатрической экспертизы) осуществляется в порядке, предусмотренном для назначения и проведения судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях (СЭУ). В уголовном процессе этот порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом (УПК РФ), а также Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ.
На предварительном следствии данный порядок состоит в следующем.
Следователь, приняв решение о назначении судебной экспертизы, направляет постановление (определение) о ее назначении руководителю того государственного СЭУ, которому поручено производство экспертизы. Руководитель поручает ее проведение конкретным экспертам из числа сотрудников своего учреждения (части первая и вторая статьи 199 УПК РФ). При этом руководитель не правомочен самостоятельно привлекать к производству экспертизы экспертов, не работающих в возглавляемом им учреждении («сторонних» экспертов), о чем говорится в статье 14 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»:
«Руководитель не вправе:
…самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении».
Руководитель вправе лишь «ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения» (статья 15 названного Федерального закона).
По сути, указанное правомочие руководителя СЭУ касается только тех случаев, когда экспертному учреждению поручена комплексная экспертиза и для ее проведения требуется эксперт определенной специальности, которого в данном учреждении нет (или он есть, но подлежит отводу). По смыслу закона, если в государственном СЭУ имеются все эксперты, которые необходимы для выполнения экспертного задания, то вводить в состав экспертной комиссии «сторонних» экспертов не вправе не только руководитель учреждения, но и орган, назначивший экспертизу.
Для того, чтобы в состав экспертной комиссии могли войти эксперты, работающие в разных учреждениях и организациях, экспертиза должна быть назначена и проведена не в порядке, предусмотренном для государственных СЭУ, а по правилам производства судебных экспертиз вне судебно-экспертного учреждения. В этом случае персональный состав экспертной комиссии формируется самим следователем (часть четвертая статьи 199 УПК).
На предварительном следствии вопросы, связанные с выбором экспертов или экспертного учреждения, которым будет поручено проведение экспертизы, решаются следователем. Согласно части первой статьи 198 УПК РФ, при назначении судебной экспертизы обвиняемый и его защитник вправе:
«1) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
2) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
3) ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении».
Решение по заявленным ходатайствам принимает следователь, удовлетворяя либо отклоняя их. Эти вопросы решаются на стадии назначения судебной экспертизы, до того момента, как постановление о ее назначении будет направлено в государственное судебно-экспертное учреждение или конкретным экспертам для исполнения.
Экспертиза, назначаемая обвиняемому в связи с сомнениями в его вменяемости, относится к категории обязательных судебных экспертиз и согласия самого обвиняемого на ее производство не требует (пункт 3 статьи 196 и часть четвертая статьи 195 УПК РФ).
Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№05 2014
Письмо руководителю ГНЦССП им. В.П.Сербского*. Комментарии №05 2014
Номера страниц в выпуске:59-60
Комментарии к письму, полученные редакцией журнала из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии
Комментарии к письму, полученные редакцией журнала из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии
им. В.П.Сербского
В связи с обращениями, поступающими по поводу направления гражданки Украины Надежды Савченко на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу, ниже публикуется комментарий по правовым аспектам производства судебных экспертиз в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях Российской Федерации. Комментарий подготовлен специалистами Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского.
В настоящее время производство судебных экспертиз в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях (отделениях судебно-психиатрической экспертизы) осуществляется в порядке, предусмотренном для назначения и проведения судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях (СЭУ). В уголовном процессе этот порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом (УПК РФ), а также Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ.
На предварительном следствии данный порядок состоит в следующем.
Следователь, приняв решение о назначении судебной экспертизы, направляет постановление (определение) о ее назначении руководителю того государственного СЭУ, которому поручено производство экспертизы. Руководитель поручает ее проведение конкретным экспертам из числа сотрудников своего учреждения (части первая и вторая статьи 199 УПК РФ). При этом руководитель не правомочен самостоятельно привлекать к производству экспертизы экспертов, не работающих в возглавляемом им учреждении («сторонних» экспертов), о чем говорится в статье 14 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»:
«Руководитель не вправе:
…самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении».
Руководитель вправе лишь «ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения» (статья 15 названного Федерального закона).
По сути, указанное правомочие руководителя СЭУ касается только тех случаев, когда экспертному учреждению поручена комплексная экспертиза и для ее проведения требуется эксперт определенной специальности, которого в данном учреждении нет (или он есть, но подлежит отводу). По смыслу закона, если в государственном СЭУ имеются все эксперты, которые необходимы для выполнения экспертного задания, то вводить в состав экспертной комиссии «сторонних» экспертов не вправе не только руководитель учреждения, но и орган, назначивший экспертизу.
Для того, чтобы в состав экспертной комиссии могли войти эксперты, работающие в разных учреждениях и организациях, экспертиза должна быть назначена и проведена не в порядке, предусмотренном для государственных СЭУ, а по правилам производства судебных экспертиз вне судебно-экспертного учреждения. В этом случае персональный состав экспертной комиссии формируется самим следователем (часть четвертая статьи 199 УПК).
На предварительном следствии вопросы, связанные с выбором экспертов или экспертного учреждения, которым будет поручено проведение экспертизы, решаются следователем. Согласно части первой статьи 198 УПК РФ, при назначении судебной экспертизы обвиняемый и его защитник вправе:
«1) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
2) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
3) ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении».
Решение по заявленным ходатайствам принимает следователь, удовлетворяя либо отклоняя их. Эти вопросы решаются на стадии назначения судебной экспертизы, до того момента, как постановление о ее назначении будет направлено в государственное судебно-экспертное учреждение или конкретным экспертам для исполнения.
Экспертиза, назначаемая обвиняемому в связи с сомнениями в его вменяемости, относится к категории обязательных судебных экспертиз и согласия самого обвиняемого на ее производство не требует (пункт 3 статьи 196 и часть четвертая статьи 195 УПК РФ).
03.10.2014
Список исп. литературыСкрыть список