Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2011

Оценка эффективности поддерживающей терапии больных шизофренией №03 2011

Номера страниц в выпуске:20-24
В задачи исследования входил анализ эффективности поддерживающей терапии больных шизофренией в течение одного года  атипичным антипсихотиком Рисперидон ПДИ (Рисполепт® Конста™ фирмы «Янссен-Силаг»). В исследовании использовался клинико-психопатологический метод в сочетании со шкалами CGI, PANSS, PSP, GAF.  Отмечено, что структура психопатологических проявлений в процессе наблюдения не менялась, однако наблюдалась отчетливая редукция психопатологической симптоматики, в частности бреда, аспонтанности, когнитивного дефицита и социальной пассивности.  Улучшались качество ремиссии и возможности независимого функционирования. Полученные данные указывают, что использование атипичного антипсихотика пролонгированного действия усиливает контроль над психопатологическими симптомами, повышает способность больных к социальному функционированию.
Резюме. В задачи исследования входил анализ эффективности поддерживающей терапии больных шизофренией в течение одного года  атипичным антипсихотиком Рисперидон ПДИ (Рисполепт® Конста™ фирмы «Янссен-Силаг»). В исследовании использовался клинико-психопатологический метод в сочетании со шкалами CGI, PANSS, PSP, GAF.  Отмечено, что структура психопатологических проявлений в процессе наблюдения не менялась, однако наблюдалась отчетливая редукция психопатологической симптоматики, в частности бреда, аспонтанности, когнитивного дефицита и социальной пассивности.  Улучшались качество ремиссии и возможности независимого функционирования. Полученные данные указывают, что использование атипичного антипсихотика пролонгированного действия усиливает контроль над психопатологическими симптомами, повышает способность больных к социальному функционированию.
Ключевые слова: шизофрения, поддерживающая терапия, Рисполепт Конста.

Efficacy estimation of supportive therapy for schizophrenic patients

L.G.Serazetdinova, N.N.Petrova
Psycho-neurologic dispensary №5 of Krasnogvardeisky district of Saint-Petersburg
Department of psychiatry and narcology of medical faculty of Saint-Petersburg state university

Summary. The study objective was to assess the efficacy of a one-year maintenance therapy by an atypical anti-psychotic agent Risperidone PDI (Rispolept® Consta™ by «Janssen-Cilag») in patients with schizophrenia. A psycho-pathological method in combination with the CGI, PANSS, PSP and GAF scales has been used in the study.  It was found that the structure of psycho-pathological manifestations did not change during the follow-up. However, the psycho-pathological symptoms, such as delusion, aspontaneity, cognitive deficiency and social passivity, were clearly reduced. The results obtained indicate that the use of a prolonged action atypical anti-psychotic agent helps to improve control over the psycho-pathological symptoms, as well as to improve the social functioning ability of schizophrenic patients.
Key words: schizophrenia, maintenance therapy, Rispolept Consta.

Шизофрения относится к первой десятке ведущих причин инвалидности в мире. Так, в отчете Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о состоянии здоровья населения в мире шизофрения входит в восьмерку заболеваний с самым высоким показателем инвалидизации за 1 год жизни в возрастной группе 15–44 года. Более 60% больных шизофренией трудоспособного возраста являются инвалидами, в Российской Федерации эта цифра может достигать 265 тыс. человек. Безработица среди больных шизофренией заметно превышает таковую в общем населении. Социальная, трудовая и бытовая несостоятельность больных является следствием проявления не только самого заболевания, но и нежелательных эффектов терапии, снижения комплаентности к лечению и стигматизации.
Распространенность шизофрении составляет примерно 1%, затраты же бюджета, связанные с лечением данного заболевания, непропорционально велики и составляют около 3% всего бюджета здравоохранения. Непрямые расходы, связанные с утратой трудоспособности, социальной дезадаптацией, повышенной смертностью пациентов, по некоторым оценкам, равны затратам бюджета на лечение шизофрении или даже превосходят их. Непрямые затраты при шизофрении могут превышать прямые расходы в 9 раз, что характерно практически для всех психических расстройств за исключением геронтологических заболеваний. Наибольшие затраты связаны с госпитализацией пациентов. На 10% пациентов, требующих госпитализации и стационарного лечения, тратится 79% бюджета. Прекращение терапии или недостаточная комплаентность больных являются наиболее частой причиной повторной госпитализации. Около половины расходов на лечение шизофрении может быть сохранено за счет повышения комплаентности и эффективности лечения (уменьшения частоты госпитализаций и рецидивов).
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность терапии и долгосрочный прогноз лечения больных шизофренией, является приверженность пациентов соблюдению режима и схемы лечения. По различным данным, 20–60% больных шизофренией не придерживаются рекомендованной терапии. В то же время показано, что хорошая комплаентность больных может позволить значительно снизить частоту рецидивов шизофрении.
Наиболее эффективным способом повышения комплаентности и снижения частоты рецидивов является назначение больным инъекционных лекарственных форм пролонгированного действия. Препараты пролонгированного действия назначают в форме инъекций с интервалом в 2–4 нед, что устраняет необходимость в ежедневном приеме. Имеются убедительные доказательства того, что нейролептики-депо улучшают соблюдение режима и схемы лечения и снижают частоту рецидивов и госпитализаций. Рекомендации по лечению больных шизофренией, в частности «Стандарты оказания помощи больным шизофренией», опубликованные Московским научно-исследовательским институтом психиатрии Росздрава (2006 г.), Американской ассоциацией психиатров, Группой изучения исходов у больных шизофренией (PORT) и Техасским проектом изучения алгоритмов назначения лекарственных средств (TMAP), рекомендуют назначение препаратов депо-формы пациентам, не соблюдающим схему лечения препаратами.
Согласно «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» (1999 г.) амбулаторное лечение больных шизофренией проводят при невыраженной, редуцированной продуктивной психотической симптоматике, социально-упорядоченном поведении и отсутствии угрозы для жизни больного и окружающих. Профилактическая терапия проводится неопределенно долго, но не менее 1–2 лет. Вопрос о продолжительности сроков проведения противорецидивной терапии решается индивидуально. При этом следует учитывать:
  • степень влияния на частоту и выраженность повторных приступов (обострений);
  • степень отрицательного влияния психотической симптоматики на социально-трудовую адаптацию;
  • выраженность и характер побочных эффектов;
  • возможность вовлечения больного в реабилитационные программы.
Ожидаемые результаты лечения предполагают поддержание оптимального функционального уровня у больного с помощью минимально эффективной дозы для предупреждения рецидива.
Несмотря на значительный прогресс в изучении и лечении шизофрении прогноз заболевания традиционно расценивают в большинстве случаев как неблагоприятный, а рецидивы и повторные госпитализации рассматривают как естественные характеристики течения болезни. В последнее время все большую популярность приобретает концепция ремиссии шизофрении. Концепция расширяет представления врачей, пациентов и их близких, а также всего общества в отношении возможностей лечения шизофрении (Материалы 10-й зимней сессии семинара по проблемам шизофрении. Давос, 2006). Введение стандартизованных критериев ремиссии, основанных на диагностических критериях, отражающих характерные признаки и симптомы шизофрении (N.Andreason и соавт., 2005), одобрено EUFAMI (Европейская федерация ассоциаций семей лиц, страдающих психическими заболеваниями) как основа для выработки новой стратегии в психиатрии.
В связи с этим особое значение приобретает повышение эффективности поддерживающей терапии как основы предупреждения рецидива. Большое значение в достижении и поддержании ремиссии при шизофрении придают комплаенсу – соблюдению схемы лечения. После рецидива иногда требуется более года для возвращения пациента к прежнему уровню социальной активности (D.Johnson и соавт., 1983). При каждом очередном рецидиве психическое состояние больного может ухудшаться настолько, что достижение прежнего уровня функционирования становится невозможным (M.Shepherd и соавт., 1989). Кроме того, для системы здравоохранения снижение расходов на лечение шизофрении означает, в первую очередь, снижение рецидивов и госпитализаций.
Целью данного исследования являлось изучение факторов, влияющих на эффективность поддерживающей терапии при шизофрении. В частности, в задачи исследования входил анализ некоторых особенностей течения заболевания на фоне применения атипичного антипсихотического средства пролонгированного действия Рисперидон ПДИ (Рисполепт® Конста™ компании «Янссен-Силаг»). Исследование проводилось на базе ПНД Красногвардейского района. Обследовано 25 больных шизофренией в возрасте от 21 до 57 лет (средний возраст 39,75±17,4 года), из них 15 женщин. Длительность заболевания колебалась от 1 года до 23 лет и составила в среднем 8,1 года. На момент начала исследования только 4 пациента имели трудовую занятость.
В трех случаях предшествующая терапия пероральными антипсихотиками отсутствовала. Препараты пролонгированного действия в анамнезе использовались у 10 больных. Непереносимость предшествующей терапии отмечена в трех случаях, в остальных наблюдениях причиной смены терапии послужили ее недостаточная эффективность или нарушения комплаенса.
За исключением двух случаев терапия Рисполепт® Конста™ была начата на фоне перорального приема нейролептиков, при этом 11 пациентов получали атипичный антипсихотик Рисперидон. В двух наблюдениях нейролептики использовались в форме пролонгов.
Все больные за исключением 1 пациента, который получал препарат в дозировке 35 мг/сут, изначально принимали Рисполепт® Конста™ в количестве 25 мг/сут. Исключение составил больной, степень тяжести состояния которого была оценена как значительная, а в клинической картине превалировали негативные, депрессивные и когнитивные расстройства значительной выраженности (5 баллов по шкале CGI).
Агрессивных и аутоагрессивных тенденций у обследованных больных в анамнезе не наблюдалось.
Исходно в клинической картине психических расстройств обследованных больных преобладали уплощение аффекта, расстройства мышления, поведенческие расстройства, социальная отгороженность (рис. 1).
Включение пациента в исследование осуществлялось с учетом данных обследования по шкале CGI для оценки выраженности позитивной, негативной, депрессивной симптоматики и когнитивных расстройств. В двух случаях не было выявлено продуктивной симптоматики, в пяти случаях отмечена достаточно выраженная позитивная симптоматика (средней, умеренной и значительной степени).
В психопатологической картине у обследованных больных отчетливо доминировали симптомы когнитивных и негативных расстройств (рис. 2).
Только 3 больных имели слабо выраженную негативную симптоматику, у 3 больных выявлена средняя степень расстройств. Остальные пациенты обнаруживали негативные расстройства умеренной и значительной (6 больных) степени. Симптомы депрессии были слабо выражены в 5 случаях, и еще в 4 наблюдениях они имели среднюю степень выраженности. Заметной степени депрессия достигала в 6 наблюдениях. У 1 пациента симптомы депрессивных расстройств не были обнаружены. У 11 больных выявлены значительные когнитивные расстройства.
Согласно общему клиническому впечатлению по шале CGI у 9 пациентов тяжесть симптоматики достигала значительной степени выраженности.
Через 3 мес терапии отсутствие или недостаточный уровень эффективности терапии не был установлен ни в одном наблюдении. Нарушение режима терапии отмечено в 2 случаях. Пять больных были госпитализированы, причем только в 3 случаях в связи с ухудшением состояния. Ухудшение психического состояния еще в 3 случаях не вызвало необходимости госпитализации.
Психическое состояние пациентов через 3 мес терапии характеризовалось преобладанием в клинической картине эмоционального снижения (23 больных) и аутизма (20 больных).
Согласно шкале CGI-SCH в структуре психопатологической симптоматики сохранялось преобладание негативных и когнитивных расстройств.
Структура психопатологических проявлений сохранялась и через 1 год наблюдения: доминировали симптомы уплощения аффекта и отгороженности (рис. 5). В то же время в процессе терапии отмечено отчетливое нивелирование выраженности бредовых расстройств, а также аспонтанности и социальной пассивности (рис. 6). Несмотря на то что спустя 3 мес терапии клинически отмечалось некоторое усиление манерности и позирования, что, возможно, было следствием интерпретации повышения активности пациентов, через 1 год констатировано достоверное по отношению к исходному уровню уменьшение манерности и позирования. В процессе терапии наметилось повышение социальной активности в виде включения в повседневную деятельность. Наблюдалась тенденция к уменьшению эмоциональной уплощенности.
Положительная динамика отмечена по всем доменам психопатологической симптоматики (рис. 7). Это отражает улучшение качества ремиссии и улучшение возможности функционирования пациентов.
Полученные данные соответствуют результатам обследования по шкале CGI, отражающим уменьшение субъективной тяжести болезни в ходе поддерживающей терапии Рисполептом® Конста™. Наблюдается отчетливое улучшение возможностей самообслуживания, независимого функционирования, некоторое улучшение взаимоотношений пациентов с окружающими, уменьшение проявлений когнитивного дефицита (рис. 8).
Результаты обследования по шкале GAF говорят о достоверном улучшении способности больных к функционированию (рис. 9).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что применение атипичного антипсихотика пролонгированного действия Рисполепт® Конста™ усиливает контроль над психопатологическими симптомами, повышает способность больных к социальному функционированию, в целом улучшая прогноз заболевания ихопатологическими симптомами дефицита.

Сведения об авторах:
Серазетдинова Лариса Григорьевна – глав. врач ПНД №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга;
Петрова Наталия Николаевна – д-р мед. наук, зав. каф. психиатрии и наркологии, медицинский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Тел.: +7 (8911) 211-26-07; факс: +7 (812) 321-37-80 (E-mail: petrova_nn@mail.ru)
Список исп. литературыСкрыть список
1. Стандарты оказания помощи больным шизофренией. Московский НИИ психиатрии Росздрава. Под ред. В.Н.Краснова, И.Я. Гуровича, С.Н.Мосолова, А.Б.Шмуклера. М.: 2006.
2. American Psychiatric Association. Practice guidelines for the treatment of patients with schizophrenia. Am J Psychiatry 1997; 154 (4): 1–63.
3. Andreason NC, Carpenter Jr, Kane JM et al. Remission in schizophrenia: proposed rationale and criteria for consensus. Am J Psychiatry 2005; 162: 441–9.
4. Davis JM, Chen N, Glick ID. A meta-analysis of the efficacy of second-generation antipsychotics. Arch Gen Psychiatry 2003; 60: 553–64.
5. Davis JM, Matalon L, Watanabe MD et al. Depot antipsychotic drugs: place in therapy. Drugs 1994; 47 (5): 741–73.
6. Duncan JC, Rogers R. Medication compliance in patients with chronic schizophrenia: implications for the community management of mentally disordered offenders. J Forensic Sci 1998; 46 (3): 1133–7.
7. Ereshefsky L, Saklad SR, Jann MW et al. Future of depot neuroleptic therapy: pharmacokinetic and pharmacodynamic approaches. J Clin Psychiatry 1984; 45 (5): 50–9.
8. Fleishhacker WW, Eerdeckens M, Karcher K et al. Treatment of schizophrenia with long-acting injectable risperidone: a 12-month open-label trial of the first long-acting second-generation antipsychotic. J Clin Psychiatry 2003; 64 (10): 1250–7.
9. Geddes J, Freemantle N, Harrison P, Bebbington P. Atypical antipsychotics in the treatment of schizophrenia: systematic overview and meta-regression analysis. BMJ 2000; 321: 1371–6.
10. Glazer WM, Kane JM. Depot neuroleptic therapy: an underutilized treatment option. J Clin Psychiatry 1992; 53 (12): 426–33.
11. Hogarty GE, Anderson CM, Reiss DJ et al. Family psychoeducation, social skills training, and maintenance chemotherapy in the aftercare treatment of schizophrenia: II. Two-year effects of a controlled study on relapse and adjustment. Environmental-Personal Indicators in the Course of Schizophrenia (EPICS) Research Group. Arch Gen Psychiatry 1991; 48 (4): 340–7.
12. Johnson DA, Pasterski G, Ludlow JM et al. The discontinuance of maintenance neuroleptic therapy in chronic schizophrenic patients: drug and social consequences. Acta Psychiatr Scand 1983; 67 (5): 339–52.
13. Kelly GR, Scott JE, Mamon J. Medication compliance and health education among outpatients with chronic mental disorders. Med Care 1990; 28 (12): 1181–97.
14. Kissling W. Compliance, quality assurance and standards for relapse prevention in schizophrenia. Acta Psychiatr Scand 1997; 89 (Suppl. 382): 16–24.
15. Leucht S, Barnes TRE, Kissling W et al. Relapse prevention in schizophrenia with new-generation antipsychotics: a systematic review and exploratory meta-analysis of randomized, controlled trials. Am J Psychiatry 2003; 160: 1209–22.
16. Olivares JM, Rodriguez A, Povey M et al. 6-month follow-up from the electronic- Schizophrenia Adherence Treatment Registry (e-STAR) of patients in Spain who were initiated to Risperidone Long-Acting Injection (RLAI). 9th ISPOR European Congress, Copenhagen, Denmark 2006. e-STAR Spain cohort, Draft 1.
17. Rossler W, Salize HJ, van Os J, Riecher-Rossler A. Бремя шизофрении и психотических расстройств в странах Евросоюза (расширенный реферат). Психиатр. и психофармакотер. 2006; 11 (2).
18. Weiden PJ, Dixon L, Frances A et al. Neuroleptic noncompliance in schizophrenia. In: Tamming CA, Schulz SC, editors. Advances in neuropsychiatry and psychopharmacology: schizophrenia research. New York: Raven Press 1991: 1: 285–96.
19. Weiden PJ, Olfson M. Cost of relapse in schizophrenia. Schizophr Bull 1995; 21 (3): 419–29.
20. Young JL, Zonana HV, Shepler L. Medication noncompliance in schizophrenia: codification and update. Bull Am Acad Psychiatry Law 1986; 14 (2): 105–22.
21. Yousef HA. A five-year follow-up study of chronic schizophrenics and other psychotics treated in the community: depot haloperidol decanoate versus other neuroleptics. Adv Ther 1989; 67: 186–95.
Количество просмотров: 1265
Предыдущая статьяСимптоматика, ассоциированная с прекращением приема антидепрессантов. Механизмы развития, способы предотвращения и коррекции
Следующая статьяОпыт нейропротекции когнитивных нарушений у детей и подростков в условиях стационара
Прямой эфир