Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№02 (1) 2025

Различия когнитивного функционирования и внутренней картины болезни между пациентами с монополярной и биполярной депрессией №02 (1) 2025

Номера страниц в выпуске:10-12
Актуальность. Депрессия в современном мире является серьёзной проблемой для мирового здравоохранения поскольку является заболеванием, системно снижающим уровень функционирования индивида (Sadock, B. J, 2017), имеет высокую распространённость: 4% популяции, что составляет примерно 280 миллионов человек в мире (Woody AC, 2017), а также депрессия взаимосвязана с повышенным суицидальным риском, который является одной из ведущих причин смерти людей до 30 лет (Evans-Lacko S, 2018). Исходя из этих данных, можно указать на важность лечения депрессивного эпизода. При этом существуют серьёзные трудности с дифференциальной диагностикой монополярной и биполярной депрессии, что является одной из главных клинический проблем психиатрии – средняя длительной постановки диагноза БАР равняется 10 годам (Тиганов А.С, 1999). При этом лечение монополярной и биполярной депрессии принципиально различно, что дополнительно говорит о важности правильной постановки диагноза. Преимущественное количество исследований производятся в рамках учёта биологических или социо-демографических параметров, упуская из виду психологические особенности. В таком случае представляется актуальным обратить внимание на психологический конструкт внутренней картины болезни (далее ВКБ) – совокупности переживаний и представлений пациента о болезни, а также его активность с совладанием с недугом (Смулевич А. Б, 1999). Когнитивная продуктивность оценивается в этой работе как рациональный компонент ВКБ (Николаева В. В., 2009).

Цели и задачи.

Цель: изучить особенности ВКБ и когнитивного функционирования пациентов с депрессивным синдромом в рамках монополярной и биполярной депрессии.
В задачи этой работы входят по порядку:
1)Проанализировать современные представления о статике и динамике ВКБ и когнитивного функционирования у пациентов с депрессивным синдромом, определить критерии оценки.
2) Составить список вопросов полуструктурированного интервью и выбрать методики оценки познавательной сферы
3) Сравнить показатели продуктивности познавательной сферы и показатели ВКБ у пациентов с БАР, РДР, депрессивным эпизодом между собой.

Материалы и методы.

Методики исследования:
1) Полуструктурированное интервью, оценивающее ВКБ пациента.
В интервью оценивается сензитивный, эмоциональный, рациональный, мотивационный компоненты ВКБ. Для возможности количественного анализа данных проводится контент анализ с использованием группы экспертов.
2) BACS.
Стандартизированный метод оценки познавательной сферы, апробированные на русскоязычной выборке.  Оценивает память, скорость обработки информации, исполнительные функции, а также высчитывает общий балл (Саркисян Г.Р., 2010). Результат в 50 баллов является средним в популяции, стандартное отклонение = 10.
3) Методика «Сравнение понятий».
Методика патопсихологической диагностики, оценивающая логическое мышление, в которой для пары понятий надо подобрать значимые общие и различные признаки (Рубинштейн С. Я, 1999).
Испытуемые. Выборка составила 565 участников, из них 54% женщины и 46% мужчины. Возраст респондентов составил от 18 до 35 лет (M= 25,5; SD=5,5). Выборка была сформирована на клинических базах НЦПЗ, психотерапевтического отделения УКБ 3. 27% имели диагноз рекуррентной депрессии, 29% диагноз биполярного аффективного расстройства, 43% диагноз депрессивный эпизод. Каждый респондент принимал фармакотерапию и 43% в дополнение имели психотерапию. Критериями исключения являлись заболевания более высокого регистра.

Результаты и обсуждение.

При сравнении выраженности когнитивной продуктивности между подгруппами респондентов БАР, РДР, депрессивного эпизода критерием Краскела-Уоллиса были найдены различия на высоком уровне значимости скорости обработки информации по субтестам «семантическая беглость» (M=42,08 у БАР, M= 48,55 у РДР, M= 52,94 у первичного депрессивного эпизода), «кодирование» (M=21,8 у БАР, M= 48,22 у РДР, M= 38,44 у первичного депрессивного эпизода) BACS.  В субтесте «семантическая беглость» пациенты с БАР имели наименьшие значения. В субтесте «кодирование» пациенты с БАР тоже имели наименьшие показатели. Более того, пациенты БАР имели средний балл, который по нормативам уступает норме в 3 стандартных отклонения. Высчитав размер эффекта разницы результатов пациентов с БАР и респондентов с монополярной депрессией (группы депрессивного эпизода и РДР были объединены) был обнаружен большой размер эффекта = 1. 
Эти результаты указывают на большую разницу пациентов монополярной и биполярной депрессии в скорости обработки информации, в частности, в субтесте «кодирование», что является потенциальным высокоточным психологическим методом дифференциальной диагностики.
При проведении сравнения проработанности, дифференцированности, адекватности 4 уровней ВКБ между подгруппами респондентов БАР, РДР, депрессивного эпизода критерием Краскела-Уоллиса были обнаружены различия на высоком уровне значимости по дифференцированности сенсорного уровня ВКБ (M=4,25 у БАР, M= 4,7 у РДР, M= 5,35 у первичного депрессивного эпизода). 
При сравнении пациентов сенсорный уровень был наиболее дифференцирован у пациентов именно с депрессивным эпизодом. Предположительно такие пациенты в силу относительной остроты состояния (даже если под остротой понимаем несколько месяцев или 1–2  года) в сравнении с опытом многолетней болезни пациентов с БАР и РДР имеют более «свежее» и «острое» восприятие своих переживаний и могут соотнести текущее состояния с состоянием «до болезни», что обеспечивает большую дифференцированность их сенсорного уровня. Альтернативным объяснением является то, что уровень ментализации (необходимый для дифференцированного объяснения) уменьшается по мере увеличения тяжести заболевания.
Говоря о конкретных аспектах ВКБ, отражаемых в отдельных пунктах оценки, то различия на высоком уровне значимости были обнаружены также в дифференцированности личностного смысла болезни (M=1,8 у БАР, M= 0,87 у РДР, M= 1,13 у первичного депрессивного эпизода), дифференцированности отношения к здоровью с начала болезни (M=0,4 у БАР, M= 1 у РДР, M= 0,91 у первичного депрессивного эпизода)  и дифференцированности воспринимаемых проявлений болезни (M=1,8 у БАР, M= 2 у РДР, M= 3,57 у первичного депрессивного эпизода).
Мы объясняем большую дифференцированность личностного смысла болезни у пациентов с БАР (и в меньшей степени РДР) тем, что такое хроническое заболевание значимым образом меняет привычную жизнедеятельность. В свою очередь наименьшую дифференцированность отношения к здоровью пациентов с БАР мы объясняем дефицитом критичности. Наибольшую дифференцированность восприятия своих симптомов пациентов с первичным депрессивным эпизодом мы также объясняем «остротой» переживаний с наличием образов памяти здоровья для сравнения с состоянием здоровья.
Выводы. Во-первых, пациенты с БАР имеют наихудшие результаты в субтестах, оценивающих скорость обработки информации. Результаты субтеста «кодирование» отличались в 3 стандартных отклонения нормативов BACS в среднем (размер эффекта был 1). Этот тест можно предполагать достаточно чувствительным инструментом для дифференциальной диагностики монополярной и биполярной депрессии депрессией.
Во-вторых, при сравнении ВКБ между пациентами с разными нозологиями было обнаружено, что пациенты с первичным депрессивным эпизодом имеют наиболее дифференцированный, а пациенты с БАР наименее дифференцированный сенсорный уровень ВКБ. Говоря о конкретных элементах ВКБ, пациенты с БАР имели наиболее дифференцированный личностный смысл болезни, наименее дифференцировано говорили об изменении отношению к здоровью после последнего депрессивного эпизода, а также менее дифференцировано могли дать отчёт о своих симптомах. В свою очередь пациенты с первичным депрессивным эпизодом имели наиболее дифференцированное описание своей симптоматики, а пациенты с РДР имели наименее дифференцированный личностный смысл болезни и наиболее дифференцированно говорили об изменениях отношения к здоровью.

Для цитирования: Забродин Н.А., Струкова А.В., Кафаров Е.Р., Долгополова Ю.В. Различия когнитивного функционирования и внутренней картины болезни между пациентами с монополярной и биполярной депрессией. Психиатрия и психофармакотерапия. Том 27, № 2 (1), Специальный выпуск, 2025: 10–12. DOI: 10.62202/2075-1761-2025-27-2(1)-10-12
Количество просмотров: 176
Предыдущая статьяОсобенности структур коры головного мозга при резистентной к антипсихотикам шизофрении
Следующая статьяНесуицидальные самоповреждения при пограничном расстройстве личности в юношеском возрасте
Прямой эфир