Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2025

Обучение врачей-ординаторов психиатрии и смежным специальностям в ситуации пандемии COVID-19: экологический подход к высшему образованию №03 2025

Номера страниц в выпуске:4-13
Резюме
Актуальность. Изменение экологии труда в экстраординарных условиях пандемии становилось источником дистресса медицинских работников. С ноября 2020 года в России к оказанию помощи больным COVID-19 были привлечены студенты старших курсов медицинских ВУЗов и ординаторы, получающие первичную специализацию по любым медицинским специальностям. Это приводило к изменениям не только условий труда, но и экологии медицинского образования.
Цель. Изучить субъективное восприятие образовательного процесса в ситуации пандемии COVID-19 у студентов старших курсов медицинских ВУЗов и ординаторов-психиатров, наркологов, психотерапевтов и неврологов.
Материалы и методы. Проведено поперечное обсервационное исследование 93 респондентов: обучающиеся в ординатуре по психиатрии или смежным специальностям (n=65) и студенты последнего курса медицинских ВУЗов (n=28). Проанализирована подгруппа ординаторов, проходивших программу вариативной практики по оказанию помощи инфицированным SARS-CoV-2, составленную Советом молодых ученых при ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России. Она учитывала необходимость получения будущими психиатрами пропедевтических навыков по оценке психического статуса пациентов. С мая 2022 по январь 2023 года проведено онлайн-анкетирование, описывающее различные варианты опыта и отношения к медицинскому образованию с 2020 года до момента исследования. Дополнительно использованы Пересмотренный опросник суицидального поведения (SBQ-R) и русскоязычная версия опросника General Health Questionnaire 12-item (GHQ-12).
Результаты. Среди ординаторов влияние пандемии на первичную специализацию воспринималось более значительным, если их привлекали к оказанию помощи больным COVID-19 (p=0,02; Cramer’s V=0,44), при получении заработной платы за такую работу (p=0,01; Cramer’s V=0,45), а также на фоне распространения практики дистанционного обучения (p=0,00; Cramer’s V=0,54). При этом субъективное количество приобретаемого клинического опыта снижалось в ситуациях более широкого внедрения дистанционных методов образования (p=0,01; Cramer’s V=0,41).
Высокий риск психического неблагополучия по опроснику GHQ-12 выявлен у 86 респондентов (92,5%). Высокий риск психического неблагополучия ординаторов сочетался с негативными оценками приобретенного клинического опыта в условиях изменившегося образовательного процесса (p=0,01). У ординаторов, которые проходили программу вариативной практики (n=14), реже (p=0,05; Cramer's V=0,29) выявлялся риск психического неблагополучия (78,6%), чем у тех (n=30), кто продолжал обучение в дистанционном режиме (96,7%).
Заключение. Индивидуально-психологическое неблагополучие обучающихся психиатрии и смежным специальностям является важным модифицирующим фактором субъективного восприятия качества образования в ординатуре. Это формирует новые задачи адаптации учебных программ индивидуальным потребностям ординаторов, в особенности – в экстраординарных ситуациях, подобных пандемии COVID-19.
Ключевые слова: медицинское образование, интернатура и ординатура, психическое здоровье, психиатрия.
Для цитирования: М.Ю. Сорокин, А.А. Кибитов, Е.И. Пальчикова, М.А. Хобейш, Е.Ю. Зубова. Обучение врачей-ординаторов психиатрии и смежным специальностям в ситуации пандемии COVID-19: экологический подход к высшему образованию. Психиатрия и психофармакотерапия. 2025; 3: 4–13. DOI: 10.62202/2075-1761-2025-27-3-4-13

Training of residents in psychiatry and related medical specialties during the COVID-19 pandemic: an ecological approach to higher education

M.Yu. Sorokin1, A.A. Kibitov1,2, E.I. Palchikova1, M.A. Khobeysh1, E.Yu. Zubova1
1 National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology named after V.M. Bekhterev, Saint Petersburg, Russian Federation;
2 Mental Health Research Center, Moscow, Russian Federation

Abstract
Background. The extraordinary conditions of the COVID-19 pandemic led to significant changes in the work environment, creating distress for healthcare workers. Since November 2020, senior medical students and residents across various medical specialties in Russia were involved in providing care for COVID-19 patients. This involvement impacted not only working conditions but also the and ecology of medical education.
Aim. To study the subjective perception of the educational process during the COVID-19 pandemic among senior medical students and residents specializing in psychiatry, narcology, psychotherapy, and neurology.
Material and methods. A cross-sectional observational study was conducted with 93 respondents, including residents in psychiatry and related specialties (n=44) and final-year medical university students (n=49). A subgroup of residents (n=14) who participated in a variable practice program developed by the Council of Young Scientists at the Bekhterev National Medical Research Centre of Psychiatry and Neurology was analyzed. The program was designed to ensure that future psychiatrists acquired propaedeutic skills for assessing the mental status of patients. From May 2022 to January 2023, an online survey was conducted, capturing various experiences and attitudes toward medical education from 2020 onward. The Revised Suicidal Behavior Questionnaire and the Russian version of the General Health Questionnaire 12-item (GHQ-12) were also utilized.
Results. Among residents, the impact of the pandemic on their primary specialization was more pronounced if they were involved in providing care to COVID-19 patients (p=0.02; Cramer’s V=0.44), received payment for such work (p=0.01; Cramer’s V=0.45), or engaged in distance learning (p=0.00; Cramer’s V=0.54). However, the subjective perception of clinical experience acquisition decreased when distance education methods were widely implemented (p=0.01; Cramer’s V=0.41). A high risk of mental ill-being (according GHQ-12) was identified in 86 respondents (92.5%). For residents, this risk was associated with negative perceptions of the clinical experience acquired under altered educational conditions (p=0.01). Notably, residents who participated in the variable practice program were less likely to exhibit a high risk of mental ill-being (78.6%) compared to those who continued their education remotely (96.7%; p=0.05; Cramer’s V=0.29).
Conclusion. Psychological well-being is a critical factor in how residents in psychiatry and related specialties perceive the quality of their education. The challenges posed by extraordinary circumstances, such as the COVID-19 pandemic, underscore the need to adapt residency curricula to better address the individual needs of trainees.
Keywords: Medical Education, Internship and Residency, Mental Health, Psychiatry.
For citation: M.Yu. Sorokin, A.A. Kibitov, E.I. Palchikova, M.A. Khobeysh, E.Yu. Zubova. Training of residents in psychiatry and related medical specialties during the COVID-19 pandemic: an ecological approach to higher education. Psychiatry and psychopharmacotherapy. 2025; 3: 4–13. DOI: 10.62202/2075-1761-2025-27-3-4-13

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире медицинская служба традиционно реагирует на актуальные вызовы общественного здравоохранения. В соответствии с актуальными задачами меняются условия работы медицинских специалистов, что принято рассматривать как элемент негласного «социального договора» медиков [1]. По мнению ВОЗ, лишь спустя 3 года, в мае 2023 года, пандемия COVID-19 перестала отвечать критериям чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения международного значения [2]. Таким образом, не удивительно, что повсеместное распространение в период пандемии получила практика передислокации медицинского персонала (redeployment) для оказания помощи больным COVID-19 вне направления базовой специализации работников здравоохранения. Это обеспечивало в пиковые периоды распространения инфекции оказание помощи экстраординарному количеству инфицированных. В итоге к моменту окончания пандемического процесса было накоплено существенное количество данных о практиках трансформации систем здравоохранения в условиях распространения COVID-19 как для стран Запада, так и государств Азиатско-Тихоокеанского региона [3]. Повсеместно отмечены факторы изменения экологии труда [4], которые становились источниками дистресса для 7-40% медицинских работников в России [5-8] и до 80% медицинского персонала в некоторых зарубежных странах [9].
Как и в большинстве стран мира [1, 10-12], в Российской Федерации Министерство здравоохранения предписало в ноябре 2020 года привлекать к оказанию помощи больным COVID-19 студентов старших курсов медицинских ВУЗов и ординаторов, получающих первичную специализацию по любым медицинским специальностям. По всему миру такие экстренные меры приводили к изменениям не только условий труда, но и экологии медицинского образования. Последнюю принято рассматривать как систему факторов микро-, мезо- и макроуровней учебного процесса. Микроуровень в этом случае включает непосредственные условия реализации образовательных программ и персональные потребности обучающихся в индивидуальных условиях обучения. Мезоуровень дополнительно подразумевает учет фактора социального окружения обучающихся, в том числе личностных факторов преподавателей. Макроуровень связан с регуляторными ограничениями на уровне всей образовательной системы и/или государства, а также запросом общества в отношении системы образования [13, 14]. В условиях пандемии COVID-19 такое трехуровневое рассмотрение экологической системы медицинского образования включало дискурсы об изменениях, которые повсеместно вносили в учебные программы. Эти изменения включали, среди прочего, адаптацию образовательных программ для обеспечения персональной безопасности с одновременной минимизацией урона в приобретаемых знаниях и навыках обучающихся [15-17]. Широко поднимались вопросы отстаивания интересов обучающихся [18], в частности – в получении необходимого для дальнейшей клинической работы уровня квалификации [19], и адаптации традиционных подходов непрерывного медицинского образования [20, 21]. Были отмечены диалектические проблемы высокой специализации врачей, обусловливающей необходимость дополнительной (повторной) общемедицинской подготовки в ситуации пандемии [12]. В литературе была инициирована оживленная дискуссия о роли психиатров в условиях инфекционной угрозы, в которой подчеркивался имплицитный долг «узких специалистов» перед обществом как прежде всего – профессионалов с высшим образованием (врачей), и лишь во вторую очередь – как специалистов в отдельных областях медицины [22].
Таким образом, учет экологических факторов не только повседневной работы медицинских работников в условиях пандемии COVID-19, но и экологии медицинского образования становились важными элементами адаптации систем здравоохранения к экстраординарным условиям распространения новой коронавирусной инфекции [23]. В этой связи важно учитывать, что отдельные подгруппы медицинских специалистов могли подвергаться сочетанному эффекту целого ряда неблагоприятных средовых факторов. 
Известно, что ординаторы-психиатры в России даже вне ситуации пандемии находятся в группе риска по раннему формированию профессионального выгорания [24]. Среди них особенно высок риск нарушений психического здоровья [25]. Считается, что для врачей, передислоцированных в ситуации пандемии, протективными факторами в отношении развития негативных психоэмоциональных последствий являются возможность выносить из новых условий субъективно полезный опыт [26], а также максимально возможная привязка новых условий работы и учебы к приобретенным ранее компетенциям [3]. Результатом такой микро- и мезосредовой адаптации может становиться «травматический личностный рост» [27]. Таким образом, в части модификации обучения на фоне пандемии COVID-19 критически важным для молодых врачей-психиатров не только России [28], является обеспечение преемственности в реализации их персональных образовательных целей. Соблюдение баланса между микросредовыми условиями формирования молодых специалистов в области психиатрии и макросоциальными потребностями в наращивании мощности общемедицинского звена может рассматриваться как залог стабильности системы здравоохранения в период пандемии и по ее завершении.
Цель исследования состояла в изучении субъективного восприятия образовательного процесса в ситуации пандемии COVID-19 студентами старших курсов медицинских ВУЗов, а также ординаторами-психиатрами, наркологами, психотерапевтами и неврологами. Реализуемые в рамках исследования задачи включали: описание феноменологии микро- и мезосредовых условий медицинского образования в условиях пандемии; определение потенциальных деструктивных и конструктивных факторов для совершенствования подготовки молодых специалистов в психиатрии и смежных специальностях в условиях инфекционных угроз.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 

Дизайн исследования: продольное обсервационное исследование. 
В исследовании приняли участие 93 респондента. Критериями включения были: 1) добровольное информированное согласие на участие в опросе, высказанное через ответ на соответствующий вопрос электронной анкеты, – последующие вопросы становились доступны респондентам только при положительном ответе на вопрос о добровольном участии; 2) обучение на последнем курсе медицинского ВУЗа для студентов, имеющих намерение в будущем получить специализацию по психиатрии или смежным специальностям, а также обучение в ординатуре по психиатрии или смежным специальностям – для респондентов-ординаторов. Критерий исключения – заполненные не до конца формы анкеты.
Отдельно были проанализированы подгруппы ординаторов, проходивших обучение в городах России и в г. Санкт-Петербурге (на базе НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева). В последнем случае привлечение к оказанию помощи больным COVID-19 было реализовано в рамках программы вариативной практики ординаторов, составленной Советом молодых ученых Центра. Она учитывала необходимость получения будущими психиатрами пропедевтических навыков по оценке психического статуса пациентов. Проведение тренинга по диагностике когнитивных нарушений у пациентов с COVID-19 (шкала MOCA), по шкальной оценке аффективных нарушений (шкала HADS), а также знакомство со структурой описания психического статуса (по полустандартизированному интервью “Present State Examination 10” [29]) обеспечивали для ординаторов приближение содержания их практической деятельности во время передислокации к задачам обучения по психиатрии, имевшимся в допандемийный период.
Условия проведения и продолжительность исследования. С мая 2022 по январь 2023 года были собраны ответы респондентов на онлайн-форму анкеты, распространявшейся методом «снежного кома» через сообщества в сети Интернет, объединявшие студентов и ординаторов, а также молодых ученых на платформах наиболее популярных мессенджеров.
Учитывались социально-демографические данные респондентов. Ответы на вопросы основного блока анкеты были представлены категориальными переменными, описывающими различные варианты опыта и отношения к медицинскому образованию с 2020 года по момент проведения исследования. С целью оценки вероятных в период пандемии COVID-19 факторов-модификаторов опыта обучения у участников исследования были зафиксированы сведения об их собственных обращениях за психиатрической и/или психотерапевтической помощью. Распространенность суицидальной симптоматики была оценена по Пересмотренному опроснику суицидального поведения (Suicide Behaviors Questionnaire-Revised, SBQ-R). Риск психического неблагополучия оценивался в соответствии с опросником General Health Questionnaire 12-item (GHQ-12) [30] в его русскоязычной версии [31].
Статистический анализ: использовали дескриптивные статистики, частотный анализ реализовали с по таблицам сопряжения, а оценку значимости различий проводили по критерию χ2 с расчетом размера эффекта по Cramer’s V при уровнях значимости p=0,05 и менее.
Этическая экспертиза: протокол исследования был рассмотрен и одобрен к реализации Независимым этическим комитетом при НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева (ЭК И-34/2, 2022 г.).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Выборка состояла из 69 женщин и 24 мужчин в возрасте от 18 до 33 лет. Из них в браке состояли 17 человек (18,3%), в стабильных отношениях вне брака – 46 (49,5%), не имеющих постоянного партнера – 28 (30,1%), в разводе – 2 человека (2,2%). Не имели детей 89 респондентов (95,7%). Свое финансовое положение как значительно более плохое, чем в среднем по стране, оценивали 5 человек (5,4%), несколько хуже – 27 (29%), не хуже и не лучше – 32 (34,4%), несколько лучше, чем в среднем по стране, – 26 (28%), значительно лучше – 3 (3,2%). Никогда не получали психиатрическую или психотерапевтическую помощь 53 респондента (57%), в прошлом обращался за ней 21 (22,6%) человек, продолжали получать на момент исследования еще 19 (20,4%) респондентов. Студенты последнего курса медицинского ВУЗа, обучающиеся по специальности «лечебное дело» или «педиатрия» и планирующие поступать в ординатуру по специальности «психиатрия», «неврология», «психотерапия», «психиатрия-наркология», «судебная психиатрия», «сексология», составили 30,1% выборки (28 человек), ординаторы, проходящие обучение по одной из перечисленных специальностей, – 69,9% 
(65 человек, из них 44 – в НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева). 

Общая характеристика условий обучения во время пандемии COVID-19 
Среди обследованных студентов 8 человек (28,5%) были во время обучения перенаправлены в учреждения здравоохранения на помощь в борьбе с COVID-19 (пятеро – на срок свыше месяца), и 6 из них (21,4%) получали при этом заработную плату. Всего 9 студентов (32,1%) сообщили о том, что контактировали с пациентами, больными COVID-19, в рамках учебной практики.
Среди ординаторов были перенаправлены на помощь в борьбе с COVID-19 в период пандемии 17 (26,2%) человек, все – на срок длительностью более месяца, причем 12 ординаторов (18,5%) получали зарплату. При этом 30 респондентов сообщили (46,2% от общего числа ординаторов) о том, что контактировали с пациентами, больными COVID-19, в рамках подготовки в ординатуре, а 6 человек (9,2%) получили государственную компенсацию за нарушение их здоровья в связи с заражением COVID-19. Из 44 ординаторов Санкт-Петербурга, обучавшихся в НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, 14 (21,9%) проходили программу вариативной практики, включавшую оценку психического статуса больных COVID-19 в условиях общемедицинской сети амбулаторного или стационарного формата.
Достоверных различий в субъективных оценках студентами и ординаторами полученного ими образования в условиях пандемии выявлено не было (табл. 1).

1.png

Влияние пандемии на обучение
Предсказуемым образом среди ординаторов влияние пандемии на подготовку в ординатуре воспринималось более значительным в случаях, если их привлекали к оказанию помощи больным COVID-19 (χ2=12,1; df=4; p=0,02; Cramer’s V=0,44) и при получении респондентами заработной платы за такую работу (χ2=13,0; df=4; p=0,01; Cramer’s V=0,45), а также на фоне распространения практики использования дистанционных методов обучения (χ2=56,3; df=12; p=0,00; Cramer’s V=0,54) (рис. 1).
В целом субъективное влияние пандемии на качество пройденного обучения у ординаторов было полярным (рис. 2). Те из них, кто привлекался к оказанию помощи больным с COVID-19, склонны изменения подготовки в ординатуре оценивать либо с позиции ухудшения качества, либо как фактор его повышения (χ2=11,8; df=4; p=0,02; Cramer’s V=0,43) (рис. 2а). Аналогичная закономерность либо повышения, либо снижения субъективных оценок качества подготовки в период пандемии была выявлена среди ординаторов из Санкт-Петербурга, проходивших программу вариативной практики (χ2=9,53; df=4; p=0,049; Cramer’s V=0,47) (рис. 2б). При этом у студентов отсутствие контакта с больными COVID-19 было ассоциировано (на уровне тенденции) с преобладанием низких оценок полученного клинического опыта во время обучения (χ2=7,6; df=3; p=0,054).
Среди факторов, связанных с субъективной оценкой ординаторами приобретаемого клинического опыта в процессе обучения в период пандемии, были выявлены следующие: объем дистанционного обучения в образовательном процессе и уровень ожиданий от обучения в ординатуре (рис. 3). 
Так, оценка ординаторами количества приобретаемого клинического опыта за период обучения снижалась в ситуациях более широкого внедрения в образовательный процесс дистанционных методов обучения (χ2=32,6; df=12; p=0,01; Cramer’s V=0,41) (рис. 3а).
Как при изначально высоких, так и при низких ожиданиях от ординатуры частой была негативная оценка количества клинического опыта, приобретаемого при обучении в период пандемии, а более благоприятное отношение фиксировали при умеренных ожиданиях от ординатуры (χ2=26,3; df=16; p=0,05; Cramer’s V=0,32) (рис. 3б). 

2.png

Эмоционально-психологическое благополучие обучающихся во время пандемии 
Высокий риск психического неблагополучия по опроснику GHQ-12 был выявлен у 86 респондентов (92,5%). При этом фактическая частота обращений респондентов за психиатрической помощью как на момент исследования, так и в анамнезе варьировала в группах студентов и ординаторов (χ2=10,6; df=2; p=0,01). В частности, в подгруппе получающих на момент исследования помощь психиатра или психотерапевта были только ординаторы (19 человек (29,2% от их общего числа)), но не было студентов. Обращает на себя внимание отсутствие ассоциаций между результатами психометрической оценки риска психического неблагополучия и обращениями за психиатрической или психотерапевтической помощью респондентов (χ2=2,9; df=2; p=0,2).
Изучалась ассоциация различных факторов, связанных с периодом пандемии, и риском психического неблагополучия обучающихся (рис. 4). В исследованной выборке как студентов, так и ординаторов риск психического неблагополучия фиксировался чаще при субъективных оценках респондентами их экономического статуса как низкого (χ2=9,4; df=4; p=0,05) (рис. 4а). Высокий риск психического неблагополучия обследованных ординаторов сочетался с негативными оценками приобретенного клинического опыта в условиях, изменившегося в период пандемии образовательного процесса (χ2=14,9; df=4; p=0,01) (рис. 4б). Примечательно, что на момент обучения в ординатуре на фоне пандемии COVID-19 у тех ординаторов из г. Санкт-Петербурга, которые проходили программу вариативной практики в Институте последипломного образования (n=14), реже выявлялся риск психического неблагополучия (78,6%), чем у тех (n=30), кто продолжал обучение в обычном режиме (96,7%) (χ2=3,8; df=1; p=0,05; Cramer's V=0,29). Также следует отметить выявленную взаимосвязь между субъективным восприятием приобретаемого клинического опыта во время пандемии у студентов и иными косвенными признаками их эмоционально-психологического неблагополучия за последний год. Так, более положительная оценка подготовки была характерна студентам с минимальной частотой суицидных мыслей (χ2=17,5; df=9; p=0,04; Cramer's V=0,46) (рис. 4в).

3.png

ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ субъективного восприятия образовательного процесса в 2020-2022 гг. у врачей-ординаторов, обучающихся по специальностям «психиатрия», «неврология», «психотерапия», «психиатрия-наркология», «судебная психиатрия», «сексология», а также студентов последнего курса медицинских ВУЗов, планирующих поступать в ординатуру по перечисленным выше специальностям, позволил выявить универсальные факторы экологии учебного процесса в ситуации пандемии COVID-19. Для ординаторов, в отличие от студентов, мезосредовые аспекты медицинского образования были связаны с восприятием существенных изменений учебного процесса в ситуации пандемии. Здесь предрасполагающими к более выраженному субъективному нарушению условий обучения были широкая практика внедрения дистанционных форм обучения и привлечение ординаторов к оказанию помощи больным COVID-19, в том числе с дополнительной оплатой их труда. При этом часть обследованных ординаторов оценивала влияние собственной передислокации в связи с пандемией как скорее положительное. Интересно, что для большинства студентов старших курсов отсутствие контактов с больными COVID-19 было связано с субъективно меньшим клиническим опытом, приобретенным в процессе обучения.
Были объективированы потенциальные связи между мезоуровнем экологии учебного процесса и его микроуровнем в виде персональных факторов респондентов, ассоциированных с изменением восприятия образования. 
В ситуации пандемии вероятным модифицирующим аспектом для восприятия приобретаемого ординаторами клинического опыта являются их ожидания от ординатуры. В частности, подтверждена роль так называемого эмпирического «оптимума» мотивации: умеренные ожидания респондентов по отношению к ординатуре были сопряжены с их более высокими оценками приобретаемого клинического опыта во время обучения. 
Еще одним важным вероятным модификатором приобретаемого клинического опыта в ситуации пандемии является психоэмоциональное состояние ординаторов. Неспецифический риск психического неблагополучия по шкале GHQ-12 был связан с негативными оценками приобретаемого клинического опыта. Среди обследованных студентов таким маркером послужила высокая частота суицидальной идеации.
Исследование не ставило задачи определения экологических факторов макроуровня для изменений медицинского образования в ситуации пандемии, однако его результаты открывают новые перспективы для понимания критериев устойчивого развития в этой области. Оперативное реагирование системы здравоохранения на трудно прогнозируемые вызовы инфекционных угроз в значительной части зависит от практической реализации Национальной стратегии образования в Российской Федерации для устойчивого развития [32]. Здесь особенно важным является поддержание баланса между индивидуальными потребностями обучающихся медицине (психиатрии и смежным специальностям – в частности) и обеспечением экологической безопасности общества [33]. Вероятно, важны более активная пропаганда своевременного обращения за психолого-психиатрической помощью (помимо скрининга психологического неблагополучия студентов и ординаторов), а также гибкая адаптация образовательных программ под динамично меняющиеся макросистемные факторы экологии образования.
Ограничения исследования связаны с его методологией, основанной на онлайн-опросе. Тем не менее именно такой тип реализации кроссекционных исследований, оценивающих факторы дистресса в ситуации пандемии COVID-19, стал преобладающим. Он позволил подчеркнуть роль вторичных факторов стресса как преддиспозиции для реализации первичных стрессоров пандемии [34]. Вторым источником ограничений является размер выборки, где, с одной стороны, проанализированы довольно малочисленные подгруппы респондентов. С другой стороны, для оценки специфической группы обучающихся психиатрии и смежным специальностям в ситуации пандемии – данная выборка является одной из наиболее репрезентативных на территории России с учетом ее набора в ведущем специализированном центре последипломного образования. При этом с целью минимизации риска ложноположительных оценок в исследовании были использованы наиболее простые алгоритмы частотного анализа данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективирована необходимость поиска динамического баланса между задачами макроуровня по устойчивому развитию в системе здравоохранения и медицинского образования и факторами мезоуровня экологических аспектов образования в психиатрии и смежных специальностях в условиях пандемии COVID-19. Индивидуально-психологическое неблагополучие обучающихся является важным модифицирующим фактором субъективного восприятия качества образования, что формирует новые задачи по микро- и макросредовой адаптации учебных программ.

Вклад авторов. М.Ю. Сорокин – концепция и дизайн исследования; получение, анализ и интерпретация данных; первый вариант статьи; общее руководство исследовательской группой. А.А. Кибитов – дизайн исследования; получение, анализ данных; переработка первого варианта статьи. Е.И. Пальчикова – концепция исследования; получение данных; переработка первого варианта статьи. М.А. Хобейш – концепция исследования; получение данных; написание первого варианта статьи. Е.Ю. Зубова – концепция исследования; получение и интерпретация данных; переработка первого варианта статьи; привлечение ресурсов. Все авторы внесли значимый вклад в проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию статьи до публикации.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие потенциальных и явных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Источник финансирования. Научная работа выполнена без специального финансирования.

Благодарности. Авторы выражают признательность профессору Незнанову Николаю Григорьевичу за осуществление общей поддержки работы.

Согласие на публикацию. Не требуется.

Author contributions. M.Yu. Sorokin - study concept and design; data collection, analysis, and interpretation; first draft writing; general supervision of the research team. A.A. Kibitov - study concept and design; data collection and analysis; revision of the first draft of the article. E.I. Palchikova - study concept; data collection; revision of the first draft of the article. M.A. Khobeysh - study concept; data collection; writing the first draft of the article. E.Yu. Zubova - study concept; data collection and interpretation; revision of the first draft of the article; resource acquisition. All authors made a significant contribution to the study and preparation of the article, read and approved the final version of the article before publication.
Conflict of interest. The authors declare no potential or obvious conflicts of interest related to the publication of this article.
Funding Source. The scientific work was carried out without special funding.
Acknowledgments. The authors express their gratitude to Professor Nikolay Grigorievich Neznanov for providing general support for the work.
Consent for publication. Not required.


Информация об авторах:
* Сорокин Михаил Юрьевич – к.м.н., ученый секретарь, ведущий научный сотрудник отделения интегративной фармако-психотерапии больных психическими расстройствами, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: m.sorokin@list.ru; ORCID: 0000-0003-2502-6365; eLibrary SPIN: 7807-4497; Scopus Author ID: 57191369987
Кибитов Андрей Александрович – аспирант ФГБНУ «НЦЗП» (Москва, Россия), ординатор ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: andreykibitov18@gmail.com; ORCID: 0000-0001-7766-9675; e-Library SPIN-code: 5502-2307, Scopus Author ID: 57216579973
Пальчикова Екатерина Игоревна – соискатель ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: ofcoursekate@gmail.com; ORCID: 0000-0002-9313-5435; eLibrary SPIN: 8402-0960; Scopus Author ID: 16473593800
Хобейш Мария Александровна – младший научный сотрудник отделения интегративной фармако-психотерапии больных психическими расстройствами, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: mariakhobeysh@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8860-986X, e-Library SPIN: 2167-4923, Scopus Author ID: 57273052100
Зубова Елена Юрьевна – д.м.н., руководитель Института последипломного образования ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: nitella7@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8941-2460; eLibrary SPIN: 2158-1620; Scopus Author ID: 59035852400
* автор, отвечающий за корреспонденцию

Authors information:
*Sorokin Mikhail Yurievich – MD, PhD, academic secretary, leading researcher of the Department of Integrative Pharmaco-Psychotherapy of patients with mental Disorders, V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology (St. Petersburg, Russia). E-mail: m.sorokin@list.ru; ORCID: 0000-0003-2502-6365; eLibrary SPIN: 7807-4497; Scopus Author ID: 57191369987
Kibitov Andrey Aleksandrovich – MD, resident of V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology (St. Petersburg, Russia); PhD candidate, Mental Health Research Center (Moscow, Russian Federation), E-mail: andreykibitov18@gmail.com; ORCID: 0000-0001-7766-9675; e-Library SPIN-code: 5502-2307, Scopus Author ID: 57216579973
Palchikova Ekaterina Igorevna – MD, PhD candidate, M. Bekhterev National Medical Research Center of Psychiatry and Neurology (St. Petersburg, Russia). E-mail: ofcoursekate@gmail.com; ORCID: 0000-0002-9313-5435; eLibrary SPIN: 8402-0960; Scopus Author ID: 16473593800
Khobeysh Mariya Aleksandrovna - MD, junior researcher of the Department of Integrative Pharmaco-Psychotherapy of patients with mental Disorders, V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology (St. Petersburg, Russia). E-mail: mariakhobeysh@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8860-986X, e-Library SPIN: 2167-4923, Scopus Author ID: 57273052100
Zubova Elena Yurievna – MD, PhD, Dr.Med.Sci, the head of the Institute of Postgraduate Education, V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology (St. Petersburg, Russia). E-mail: nitella7@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8941-2460; eLibrary SPIN: 2158-1620; Scopus Author ID: 59035852400
*corresponding author

Дата поступления: 24.03.2025
Received: 24.03.2025
Принята к печати: 02.06.2025
Accepted: 02.06.2025

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest. 
Список исп. литературыСкрыть список
1. Claudio F., Aalamian A., Cummings B.A., et al. Residency redeployment during a pandemic: Lessons for balancing service and learning // Canadian Medical Education Journal. 2020. Vol. 11, N 5. P. e132-e133. doi: 10.36834/cmej.70267
2. Итоговое заявление о работе пятнадцатого совещания Комитета Международных медико-санитарных правил (2005 г.) по чрезвычайной ситуации в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19); 5 мая 2023. Доступ по ссылке: https://www.who.int/ru/news/item/05-05-2023-statement-on-the-fifteenth-meeting-of-the-international-... Дата обращения: 25.06.2024.
3. Vera San Juan N., Clark S.E., Camilleri M., et al. Training and redeployment of healthcare workers to intensive care units (ICUs) during the COVID-19 pandemic: a systematic review // BMJ Open. 2022. Vol. 12, N 1. P. e050038. doi: 10.1136/bmjopen-2021-050038
4. Ведяшкин С. В. Понятие и структура экологии труда (правовой аспект) // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337. С. 104-106.
5. Sorokin M.Y., Kasyanov E.D., Rukavishnikov G.V., et al. Stress and stigmatization in health-care workers during the COVID-19 pandemic // Indian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 62, Suppl. 3. P. S445-S453. doi: 10.4103/psychiatry.IndianJPsychiatry_870_20
6. Мосолова Е.С., Сосин Д.Н. Стресс, тревога, депрессия и профессиональное выгорание у медицинских работников во время двух волн пандемии COVID-19 в России // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022. Т. 122, № 6. С. 128 133.
7. Любов Е.Б., Зотов П.Б., Алимова М.М., и др. Стрессогенные и суицидоопасные состояния медработников в пандемии COVID-19 // Паллиативная медицина и реабилитация. 2021. № 4. С. 30-34.
8. Салухов В.В., Бегашвили Э.Н., Тарумов Д.А., и др. Уровень стресса у медицинских работников временного COVID-госпиталя // Госпитальная медицина: наука и практика. 2022. Т. 5, № 3. С. 63-67. doi: 10.34852/GM3CVKG.2022.82.81.010
9. Sirois F.M., Owens J. Factors associated with psychological distress in health-care workers during an infectious disease outbreak: a rapid systematic review of the evidence // Frontiers in psychiatry. 2021. Vol. 11. P. 589545. doi: 10.3389/fpsyt.2020.589545
10. Villarin J.M., Gao Y.N., McCann R.F. Frontline Redeployment of Psychiatry Residents During the COVID-19 Pandemic // Psychiatric Services. 2020. Vol. 71, N 11. P. 1207. doi: 10.1176/appi.ps.72304
11. Moran M. New York City Training Programs, Residents Take On COVID-19 // Psychiatric News. 2020. Vol. 55, N 9. Дата обращения: 25.06.2024. Доступ по ссылке: https://psychnews.psychiatryonline.org/doi/10.1176/ appi.pn.2020.5a27 doi: 10.1176/appi.pn.2020.5a27
12. Wadoo O., Ouanes S., Al Siaghy A., et al. Redeployment of psychiatrist trainees during the COVID-19 pandemic: evaluation of attitude and preparedness // Qatar Medical Journal. 2021. Vol. 2021, N 3. P. 64. doi: 10.5339/qmj.2021.64
13. Bronfenbrenner U. The Experimental Ecology of Education // Educational Researcher. 1976. Vol. 5, N 9, P. 5–15. doi: 10.2307/1174755
14. Ten Cate O., Schultz K., Frank J.R., et al. Questioning medical competence: Should the Covid-19 crisis affect the goals of medical education? // Medical Teacher. 2021. Vol. 43, N 7. P. 817-823. doi: 10.1080/0142159X.2021.1928619
15. Chertoff J.D., Zarzour J.G., Morgan D.E., et al. The Early Influence and Effects of the Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) Pandemic on Resident Education and Adaptations // Journal of the American College of Radiology. 2020. Vol. 17, N 10. P. 1322-1328. doi: 10.1016/j.jacr.2020.07.022
16. Sabharwal S., Ficke J.R., LaPorte D.M. How We Do It: Modified Residency Programming and Adoption of Remote Didactic Curriculum During the COVID-19 Pandemic // Journal of Surgical Education. 2020. Vol. 77, N 5. P. 1033-1036. doi: 10.1016/j.jsurg.2020.05.026
17. Muir R.T., Gros P., Ure R., et al. Modification to Neurology Residency Training: The Toronto Neurology COVID-19 Pandemic Experience // Neurology Clinical Practice. 2021. Vol. 11, N 2. P. e165-e169. doi: 10.1212/CPJ. 0000000000000894
18. Elmaghraby R. From the front line: Trainees’ perspective on providing care during COVID-19 pandemic // Psychiatric News. 2020. Vol. 55, N 9. Дата обращения: 25.06.2024. Доступ по ссылке: https://psychnews.psychiatryonline.org/doi/10.1176/appi.pn.2020.5a18 doi: 10.1176/appi.pn.2020.5a18
19. Rabinowitz D.G., Sundheim K.M. Trainee-Directed Educational Pursuits and Advocacy During the COVID-19 Pandemic // Pediatrics. 2020. Vol. 146, N 3. P. e20201564. doi: 10.1542/peds.2020-1564
20. Vieta E., Pérez V., Arango C. Psychiatry in the aftermath of COVID-19 // Revista de Psiquiatría y Salud Mental (English Edition). 2020. Vol. 13, N 2. P. 105-110. doi: 10.1016/j.rpsm.2020.04.004
21. Tapoi C., de Filippis R., Di Lodovico L., et al. 10e université d’été de l’EPA sur la recherche 2021: partage de l’expérience de la première édition en ligne // INFORMATION PSYCHIATRIQUE. 2022. Vol. 98, N 6. P. 469-474. doi: 10.1684/ipe.2022.2443
22. Gómez-Arnau J., González-Lucas R., Sánchez-Páez P. Psychiatrists as internists: Some considerations following a COVID-19 redeployment experience // Revista de Psiquiatría y Salud Mental (English Edition). 2021. Vol. 14, N 2. P. 121-122. doi: 10.1016/j.rpsm.2020.07.001
23. Li H., Cui Y., Efstathiou N., et al. Experiences of redeployed healthcare workers in the fight against COVID-19 in China: A qualitative study // PLoS One. 2022. Vol. 17, N 8. P. e0273429. doi: 10.1371/journal.pone.0273429
24. Чумаков Е.М., Гвоздецкий А.Н., Васильченко К.Ф., и др. Характеристика и факторы формирования профессионального выгорания молодых психиатров в России – результаты кросс-секционного исследования // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2022. Т. 56, № 1. С. 63-78. doi: 10.31363/2313-7053-2022-1-63-78
25. Chumakov E., Petrova N., Mamatkhodjaeva T., et al. Screening of minor psychiatric disorders and burnout among a sample of medical students in St. Petersburg, Russia: a descriptive study // Middle East Current Psychiatry. 2021. Vol. 28. P. 1-7. doi: 10.1186/s43045-021-00118-4
26. Schulz-Quach C., Lyver B., Li M. Healthcare provider experiences during COVID-19 redeployment // Current Opinion in Supportive and Palliative Care. 2022. Vol. 16, N 3. P. 144-150. doi: 10.1097/SPC.0000000000000609
27. Evans S., Shaw N., Veitch R., et al. Making a meaningful difference through collaboration: The experiences of healthcare staff redeployed to a contact tracing and monitoring team as part of the COVID-19 response // Journal of Interprofessional Care. 2023. Vol. 37, N 3. P. 383-391. doi: 10.1080/ 13561820.2022.2075836
28. McCann R. Redeployment to covid-19 care is like treading water but deeply gratifying // Psychiatric News. 2020. Vol. 55, N 9. Дата обращения: 25.06.2024. Доступ по ссылке: https://psychnews.psychiatryonline. org/doi/10.1176/appi.pn.2020.5a36 doi: 10.1176/appi.pn.2020.5a36
29. Gomzyakova N. A. Palchikova E. I., Tumova M. A. [et al.] Association of Anxiety and Depression with Objective and Subjective Cognitive Decline in Outpatient Healthcare Consumers with COVID-19: А Cross-Sectional Study // Consortium Psychiatricum. 2022. Vol. 3, No. 3. P. 46-57. doi: 10.17816/CP189.
30. Goldberg D.P., Gater R., Sartorius N., et al. The validity of two versions of the GHQ in the WHO study of mental illness in general health care // Psychological medicine. 1997. Vol. 27, N 1. P. 191-197. doi: 10.1017/ S0033291796004242
31. Глендиннинг Э., Попков Ю.В., Селезнева Е.В. Ментальное здоровье современных подростков (по результатам социологического исследования в Республике Алтай) // Уральский исторический вестник. 2017. Т. 54, № 1. С. 83–91.
32. Азизова А.Н. Образование для устойчивого развития в России: концептуальные основы, реалии и перспективы // Юг России: экология, развитие. 2015. Т. 10, № 1. С. 7-12. doi: 10.18470/1992-1098-2015-1-7-12
33. Кундозерова Л.И. Образование в интересах устойчивого развития личности и общества // Теория и практика социогуманитарных наук. 2018. Т. 4, № 4. С. 51-64.
34. Ntontis E., Blackburn A.M., Han H., et al. The effects of secondary stressors, social identity, and social support on perceived stress and resilience: findings from the COVID-19 pandemic // Journal of environmental psychology. 2023. Vol. 88. P. 102007. doi: 10.1016/j.jenvp.2023.102007
Количество просмотров: 306
Следующая статьяК вопросу о роли права при цифровизации психиатрии
Прямой эфир