Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№04 2020

Краткий Международный Нейропсихиатрический Опросник для детей и подростков: описание и использование №04 2020

Номера страниц в выпуске:4-6
Резюме
Краткий Международный Нейропсихиатрический Опросник для детей и подростков в новой версии 7.0.2 переведен на русский язык в 2018 г. в связи с исследованием русскоговорящей популяции в Венгрии. Разрешение на перевод опросника любезно предоставил его автор  — профессор Sheehan (Д. Шихан). Нам представляется необходимым осветить преимущества использования этого издания в клинической практике и дать подробное описание алгоритма проведения опроса. В заключении хотим обратить внимание на перспективные возможности статистических измерений для лучшего использования опросника.
Ключевые слова: Краткий Международный Нейропсихиатрический Опросник, структурированнoe интервью, исследование, клиническая практика, диагностика, системы классификации.
Для цитирования: Ксения Росик-Воловик , Шихан Давид В., Юдит Балаж. Краткий Международный Нейропсихиатрический Опросник для детей и подростков: описание и использование. Психиатрия и психофармакотерапия. 2020; 4:  4–6.

International Neuropsychiatric Interview for Children and Adolescents: description and use

Xénia Roszik-Volovik1, Sheehan David V.2, Judit Balázs3,4

1Doctoral Scool, Institute of Psychology, Eotvos Lorand University, Budapest, Hungary
2University of South Florida College of Medicine, Tampa, FL, USA
3Department of Developmental and Clinical Child Psychology, Institute of Psychology, Eotvos Lorand University, Budapest, Hungary
4Bjørknes University College, Oslo, Norway

Abstract
Due to a study of the Russian-speaking population in Hungary in 2018, the Mini International Neuropsychiatric Interview for Children and Adolescents 7.0.2 was translated into Russian with the permission of the author Professor Sheehan. Taking this opportunity, we would like to introduce this structural diahgnostic interview. In conclusion, we suggest the use of this instrument and contuct further validisation studies.
Keywords: International Neuropsychiatric Interview structured interview, research, clinical practice, diagnosis, classification systems.
For citation: Xénia Roszik-Volovik, Sheehan David V., Judit Balázs. International Neuropsychiatric Interview for Children and Adolescents: description and use. Psychiatry and psychopharmacotherapy. 2020; 4:  4–6.

Введение

Психиатрические диагнозы в клинической практике обычно устанавливаются на основании клинического интервью. В психиатрии для этого используются МКБ-10 [10] и опубликованная ВОЗ в июне 2018 г. МКБ-11. Кроме того, в некоторых странах применяется DSM-5 [1], который составлен Американской психиатрической Ассоциацией. Статистически МКБ-10 чаще используется для клинической работы и обучения, тогда как DSM-5 — для исследовательской работы [11[. За последние годы между категориями MKБ и DSM происходит все большее сближение [11[.
Применение структурированных и полуструктурированных интервью в области детской психиатрии увеличило эффективность постановки диагноза [8]. Наша исследовательская группа под руководством Judit Balázs3 использует структурированное интервью при многочисленных исследованиях, связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и суицидальным поведением [2]. С русскоязычной версией проводятся исследования в среде эмигрантов подросткового возраста.
Использование теста M.I.N.I должно быть основано на хорошем опыте клинической практики и научных исследований, по этой причине необходимо более подробно описать структурированный опросник на русском языке.

Семья опросников M.I.N.I

Краткий Международный Нейропсихиатрический Опросник структурированного интервью позволяет выявлять психиатрические заболевания у детей и подростков (Mini International Neuropsychiatric Interview for Children and Adolescents). Опросник разработан французскими и американскими исследовательскими группами под руководством Шихана и Лекрубие в 1990 г. Краткое диагностическое структурированное интервью изначально строилось на основе DSM-IV, совместимого с МКБ-10, в данное время опросник строится на критериях DSM-5 и MKБ-10. Существует опросник для взрослых и для детей. Версия для детей доступна на русском языке.
Опытный специалист проводит опрос, в среднем, в течение 20 мин. Использование ранее разработанных опросников (CIDI-Composite International Diagnostic, SCAN-Structured Clinical Interview for Neuropsychiatry Interview) занимало большее время (1–2 ч) и требовало специальных профессиональных навыков, что и привело к необходимости разработки более удобного варианта [8].

Классификация психиатрических заболеваний и опросник M.I.N.I-Kid

Со времени появления первых опросников, используемых для классификации детских и подростковых психиатрических заболеваний, прошли массовые изменения. На данный момент опросник включает в себя критерии классификации DSM-5. Самые важные изменения в классификации DSM-5, которые также отражены в этом издании, заключаются в устранении многоосной системы, введении понятия аспектa (аспект позволяет определить уровень тяжести заболевания — легкий/средний/тяжелый/экстремальный), уточнении категории и введении новых диагнозов. Изменены также принципы группировки заболеваний (например, когнитивные расстройства переименованы в нейрокогнитивные расстройства, расстройства, связанные с травмой и стрессом, выделены в отдельную категорию из тревожных расстройств, в отдельную категорию выделено также обсессивно-компульсивное расстройство) и устранены категории «не классифицированное в других рубриках». Все изменения входят также в обновленный краткий международный нейропсихиатрический опросник для детей и подростков 7.0.2. Новые варианты дополнены модулем «пограничное расстройство личности», который можно использовать для диагностики у подростков.
Краткий Международный Нейропсихиатрический Опросник для детей и подростков — это комплексное структурированное интервью, которое предоставляет возможности выявления 32 психиатрических заболеваний. 
В обновленной версии опросника суицидальность изменяется в соответствии с возрастом ребенка или подростка (интервалы: 6–8 лет, 9–12 лет и 13–17 лет). Опросник позволяет выявить наличие заболевания на данный момент. В случае установления диагностики 6 заболеваний учитывается или ставится диагноз на какой-либо момент жизни. С помощью табл. 1, где сведены диагноз и период времени, указанный в опроснике, коды DSM-5 можно перевести на коды диагностической системы МКБ-10.
Screenshot_1.jpg

Подробное описание использования опросника

По нашему опыту, интервью может проводить специально обученный персонал, обладающий знаниями в области психиатрических заболеваний, под руководством дипломированного ведущего специалиста. Таким образом, опрос может вести врач-психиатр, психолог, педагог, студент факультета медицины и психологии, персонал в психиатрических отделениях. Опросник структурирован для детей (подростков) до 18 лет. Если возраст детей меньше 13 лет, опрос проводится в присутствии родителей или законных представителей и родители могут дополнять или выражать свое мнение. Однако вопросы при этом задают ребенку. По ответам ребенка и родителей, если они присутствуют, руководитель опроса отмечает «да» или «нет» в графах данных категорий.
Опросник построен по принципу разветвления. Начиная опрос с главных симптомов, его продолжают по дальнейшим составляющим вопроса до полного выявления всех симптомов заболевания.
Ментальные заболевания образуют диагностические секции. Опросник построен по принципу диагностической практики. Первые вопросы в каждой диагностической секции — это главные определения критерия данного диагноза. Если эти главные критерии не подтверждаются, то проверка дальнейших симптомов не требуется. 
В этом случае можно переходить на следующие секции. 
В том случае, если главные критерии подтверждаются, необходимо задать остальные вопросы для более точного определения заболевания. Вопросы задаются в соответствии с DSM-5 и направлены на определение симптомов отдельных заболеваний. Интервью строится с учетом ответов «да» и «нет». Диагноз может быть определен в том случае, если на критерии в соответствии с DSM-5 ответы на вопросы будут предусматривать «да». В конце каждого блока отмечается, подтверждается диагноз или нет.
Стиль текста опросника помогает в проведении интервью. Инструкции для проводящего опрос выделены прописными буквами. Специальные символы и стрелки помогают продвижению опроса.

Мировая практика использования опросника

На сегодняшний день версия опросника 6.0 V, составленная в соответствии с DSM-5, переведена на 64 иностранных языка. Валидация (набор процедур по доказательству соответствия стандарту) была сделана для французского [5], японского [7], итальянского [3], арабского (Kadri et al. 2005), норвежского [6], шведского [4] и венгерского языка, который адаптировала наша исследовательская группа [2].
В настоящее время MINI относится к числу самых распространенных в мире структурированных психиатрических диагностических интервью, которые используются в клинической работе и для исследований.
На русский язык опросник был переведен при использовании DSM-IV, а с появлением DSM-5 обновлен. В 2018 г. в Венгрии была переведена последняя версия опросника 7.0.2, основанная на DSM-5, для проведения исследования в русскоязычной популяции с разрешения автора оригинального опросника проф. Д. Шихана и под руководством доктора Юдит Балаж с участием русскоговорящего докторанта Ксении Росик-Воловик.

Заключение 

По опыту нашей исследовательской группы, версия опросника на русском языке хорошо применима в схеме «дети — родители» в совместном кооперативном действии. Вопросы хорошо понимают как родители ребенка, так и дети. С помощью опросника можно достоверно поставить правильный диагноз по симптомам в соответствии с классификацией. Также наш опыт показывает, что опросник на русском языке можно использовать для исследования психологического состояния русскоговорящих детей и подростков.
В дальнейшем требуется добавление в опросник критериев MKБ-11. Для широкого и статистически точного использования материала требуется проведение валидности опросника на русскоговорящей территории.

Выражается благодарность:

Марине Воловик и Елене Прокопенко за помощь в редактировании опросника.

Сведения об авторах:

Ксения Росик-Воловик — Докторская школа, Институт психологии, Университет Eotvos Lorand, Будапешт, Венгрия
Профессор Дэвид Шихан — Медицинский колледж Университета Южной Флориды, Тампа, Флорида, США
Доктор Юдит Балаж — Кафедра развивающей и клинической детской психологии, Институт психологии, Университет Eotvos Lorand, Будапешт, Венгрия, руководитель отдела; Университет Bjørknes College, Осло, Норвегия. E-mail: judit.agnes.balazs@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список
1. American Psychiatric Association. Diagnostic And Statistical Manual of Mental Disorders, DSM-5. 2013. Arlington: American Psychiatric Publishing
2. Balázs J., Bíró A., Dálnoki D. et al. A Gyermek M.I.N.I. kérdőív magyar nyelvű változatának ismertetése. Psychiatria hungarica. 2004;19.4: 358–64.
3. Barbui C., Ciuna, A., Nose' M., Levi, D. et al. "The Reliability of the Mini-International Neuropsychiatric Interview - Italian Version". Journal of Clinical Psychiatry. 2004; 24: 561–63.
4. Duncan, L., Georgiades, K., Wang, L, et al. Psychometric evaluation of the Mini International Neuropsychiatric Interview for Children and Adolescents (MINI-KID). Psychological Assessment. 2018; 30(7): 916–928.
5. Lecrubier, Y., Sheehan, D. V., Weiller, E., et al. The Mini International Neuropsychiatric Interview (MINI). A short diagnostic structured interview: Reliability and validity according to the CIDI. European Psychiatry. 1997; vol. 12(5): 224–231.
6. Mordal, J., Gundersen, O., Bramness, J.G. Norwegian version of the Mini-International Neuropsychiatric Interview: feasibility, acceptability and test-retest reliability in an acute psychiatric ward. European Psychiatry. 2010; 25: 172–177.
7. Otsubo, T., Tanaka, K., Koda, R., et al. Reliability and validity of Japanese version of the MiniInternational Neuropsychiatric Interview. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 2005; 59 (5): 517–526.
8. Sheehan, D. V., Lecrubier, Y., Sheehan, et al. The validity of the Mini International Neuropsychiatric Interview (MINI) according to the SCID-P and its reliability. European Psychiatry. 1997; 12 (5): 232–241.
9. Sheehan, D. V., Lecrubier, Y., Sheehan, K. H., et al. The Mini-International Neuropsychiatric Interview (M.I.N.I.): the development and validation of a structured diagnostic psychiatric interview for DSM-IV and ICD-10, Journal of Clinical Psychiatry, 1998; 59, Suppl. 20: 22–33.
10. World Health Organization. ICD-10. International statistical classification of diseases and related health problems: tenth revision, 2nd ed. World Health Organization. 2004.
11. Zimmerman, M., Spitzer, R. L., Mezzich, J. E., & Berganza, C. E. "Classification in Psychiatry," In Kaplan & Sadock's Comprehensive textbook of psychiatry, Eighth edn, B. J. Sadock & V. A. Sadock, eds., Lippincott Williams & Wilkins. 2005: 1003–1052.
Количество просмотров: 2161
Следующая статьяФармакотерапия обсессивно-компульсивного расстройства: фокус на флувоксамин (обзор литературы)
Прямой эфир