Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№02 2012

О работе школы детской и подростковой нейропсихофармакологии №02 2012

Номера страниц в выпуске:77-80
Впервые с 19 по 24 февраля 2012 г. в Венеции (Италия) проходила школа детской и подростковой нейропсихофармакологии (ECNP School of Child and Adolescent Neuropsychopharmacology), которая была организована Европейской коллегией нейропсихофармакологии (European College of Neuropsychopharmacology [ECNP]).
About school of child and adolescent neuropsychopharmacology
I.L.Medvedev1, M.A.Bobrova2
1Psychoneurological clinic №18, Moscow; 2The First Moscow State Medical University I.M.Sechenov
Впервые с 19 по 24 февраля 2012 г. в Венеции (Италия) проходила школа детской и подростковой нейропсихофармакологии (ECNP School of Child and Adolescent Neuropsychopharmacology), которая была организована Европейской коллегией нейропсихофармакологии (European College of Neuropsychopharmacology [ECNP]).
Одними из целей ECNP являются поддержка инновационных исследований в области нейропсихофармакологии, поощрение научной деятельности в странах Европы, содействие профессиональному образованию молодых ученых. ECNP организует широкий спектр мероприятий и программ по всей Европе: конгрессы, образовательные семинары, школы молодых ученых.
В работе школы детской и подростковой нейропсихофармакологии приняли участие более 40 психиатров из 28 стран Европы. В течение 6 дней ведущие специалисты делились своими научными знаниями и клиническим опытом. Насыщенная программа затрагивала широкий спектр проблем детской и подростковой психиатрии.
В первый день на открытии школы с приветственным словом к участникам обратился профессор A.Zuddas (Италия). Он отметил, что за последние несколько лет психофармакологические препараты все чаще используются для лечения детей и подростков. Вместе с тем у некоторых препаратов нет данных об эффективности и безопасности у детей и подростков, и зачастую клинический опыт лечения взрослых пациентов экстраполируется на детско-подростковую психиатрию. Детские и подростковые психиатры, представляющие несколько стран Европы (ECNP Child and Adolescent Psychiatry Advisory Scientific Group, European Child and Adolescent Psychopharmacology Network [ECAPN]), начали сотрудничество в проведении научных исследований и клинических испытаний препаратов. Данная школа, по мнению организаторов, будет способствовать распространению передового опыта в области клинической нейропсихофармакологии, высокому уровню подготовки специалистов, а также развитию научно-исследовательской деятельности у себя в стране, что в целом соответствует целям и задачам ECNP.
foto 45.jpgЛекция профессора C.Arango (Испания) была посвящена клинической психофармакологии антипсихотиков. Были представлены данные о возможности применения различных препаратов в детской практике в соответствии с рекомендацией Европейского медицинского агентства (EMA) и подробная информация о каждом препарате в соответствии с рекомендацией Управления по контролю качества продуктов и лекарств (FDA).
Сообщение профессора E.Simonoff (Великобритания) было посвящено расстройствам аутистического спектра. Было указано, что в настоящее время нет фармакологических методов лечения аутизма. Отмечено, что аутизм часто сочетается с эмоциональными нарушениями – тревожными расстройствами, фобией, особенно социальной, агорафобией, депрессией, дистимией; нарушениями поведения – оппозиционным поведением, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью; другими расстройствами – синдромом Жиля де ля Туретта, хроническими тиками, энурезом, энкопрезом.
Целый день школы был посвящен тревожно-депрессивным расстройствам и методам их лечения. I.Goodyer (Великобритания) коснулся вопросов моноаминовой теории развития депрессии, представил результаты рандомизированных клинических исследований эффективности препаратов при депрессии у подростков. В лекции G.Masi (Италия) были затронуты вопросы лечения тревожных расстройств. Указано, что распространенность тревожных расстройств среди детей и подростков составляет от 6 до 18%. Отмечена высокая коморбидность тревожных и депрессивных расстройств. Были показаны результаты нескольких исследований препаратов при лечении тревожных расстройств. Распространенность обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков составляет 1–2%, пики развития заболевания приходятся на подростковый возраст и возраст около 21 года. Когнитивно-бихевиоральная терапия является методом первого выбора при лечении легкого обсессивно-компульсивного расстройства, тяжелое течение заболевания и отсутствие ответа на психотерапию является показанием к назначению психофармакопрепаратов, в частности, были приведены результаты исследования POTS – Pediatric OCD Treatment Study (JAMA, 2004), показавшего эффективность сертралина. При отсутствии эффекта от лечения антидепрессантами возможно назначение нейролептиков, в частности арипипразола. Частота панического расстройства у детей и подростков составляет около 1%, однако панические атаки отмечаются у 4–6%. Наиболее распространенными симптомами у детей младшего возраста являются внезапный страх, ажитация с криком, сердцебиение, одышка, потливость, головокружение, слабость, страх рвоты после еды, страх перед сном. В подростковом возрасте присоединяются другие симптомы, а именно боль в груди, приливы, страх смерти, страх сойти с ума, страх потерять контроль над собой, а также дереализация-деперсонализация. Положительный ответ на лечение отмечается не ранее чем через 3–4 нед, этот латентный период может быть слишком большим у пациентов с частыми и тяжелыми приступами. Бензодиазепины (например, алпразолам) могут быть использованы для быстрого купирования атак, а затем постепенно отменены после начала действия селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. При постоянной тревоге ожидания с фобическим избеганием без панических атак необходимо проведение психотерапии.
Лекция C.Moreno (Испания) затрагивала вопросы лечения биполярного расстройства у детей и подростков.
У подростков депрессивные симптомы отмечаются чаще, чем маникальные (Birmaher и соавт., 2009), дети испытывают трудности в выражении своих эмоций, и поэтому диагностика эмоциональных нарушений складывается из наблюдения за их поведением (Harrington и Myatt, 2003).
У детей и подростков биполярное расстройство сочетается с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (от 11 до 98%), оппозиционным вызывающим расстройством (oppositional defiant disorder – ODD), тревогой (Biederman и соавт., 2004; Birmaher и соавт., 2006; Geller и соавт., 2004; Wilens и соавт., 2004). Лечение биполярного расстройства в детском возрасте должно включать в себя медикаментозную терапию, психотерапию и психообразовательные мероприятия.
Лекции профессора A.Zuddas (Италия) и D.Coghill (Великобритания) были посвящены фармакотерапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Данное заболевание представляет собой гетерогенное расстройство с такими симптомами, как нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, часто сочетается с оппозиционным вызывающим расстройством, тикозными расстройствами, моторными нарушениями, тревожными расстройствами и дислексией.
Сообщение P.Santosh (Великобритания) было посвящено психическим расстройствам при метаболических и органических заболеваниях. Отмечено, что психотические состояния развиваются с частотой примерно 1 на 10 тыс. случаев при таких заболеваниях, как порфирия, синдром Аспергера, аутизм, синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Жильбера, синдром Жиля де ля Туретта, болезнь Гентингтона, синдром Кляйнфельтера, синдром Марфана, фенилкетонурия, альбинизм. Приведены клинические проявления каждого заболевания. Было показано, что утяжеление заболеваний, вызванных нарушением метаболизма, может происходить при назначении различных препаратов. J.Castro-Fornieles (Испания) подготовила сообщение о лечении больных с расстройствами пищевого поведения. Целями лечения являются увеличение веса, нормализация приема пищи и контроль пищевого поведения, оценка и помощь при психологических проблемах, лечение сопутствующих заболеваний, в том числе психических, повышение самооценки и социальных навыков. Одну из ключевых ролей в лечении играет психотерапия, в частности когнитивно-бихевиоральная. В качестве фармакотерапии нервной анорексии используется 2 класса препаратов, направленных на нормализацию баланса серотонина и дофамина в нервной системе.
Вопросы суицидального поведения и генетики были отражены в лекциях G.Zalsman (Израиль) и E.Tаylor (Великобритания). На школе с сообщениями также выступили M.Kolch (Германия), A.Cipriani (Италия), M.Danckaerts (Бельгия), J.Buitelaar (Нидерланды). Повышенный интерес участников вызвали дебаты между E.Tаylor и I.Goodyer на тему «Стоит ли считать медикаментозное лечение детей и подростков методом первого выбора?»
В течение всех дней школы проходили образовательные семинары, на которых обсуждались актуальные вопросы, затронутые в лекциях, рассматривались клинические случаи. Кроме того, было представлено несколько лекций, из которых молодые ученые смогли узнать, как правильно делать презентации и организовывать различные научные мероприятия, проводить исследования.
Опыт общения с психиатрами из разных стран позволил сформировать представление о подходах к диагностике и лечению детей и подростков с психическими расстройствами с учетом национальной специфики и разрешенными к применению в каждой стране психофармакопрепаратами. Школа прошла на высоком организационном и научном уровне в дружелюбной атмосфере и являлась одним из значимых событий в области детской и подростковой психиатрии за последние несколько лет.
Профессор кафедры психиатрии ФУВ РНИМУ им. Н.И.Пирогова, член правления и региональный представитель Всемирной психиатрической ассоциации по Восточно-Европейскому региону П.В.Морозов был избран представителем ECNP в России. На встрече зональных представителей из стран Восточной Европы в феврале 2012 г. в Софии (Болгария) было подписано официальное соглашение о проведении семинара в России. Данное мероприятие планируется в апреле 2013 г. в Суздале перед традиционной школой молодых ученых. Принять участие в работе семинара смогут молодые специалисты со всей России, отобранные сотрудниками ECNP на основании представленных резюме. Семинар пройдет на английском языке. В организационной подготовке семинара непосредственное участие примет совет молодых ученых Российского общества психиатров.
Сведения об авторах
Медведев Игорь Леонидович – канд. мед. наук, врач-психиатр психоневрологического диспансера №18 г. Москвы.
E-mail: sanchursk.don@list.ru
Боброва Мария Алексеевна – врач-психиатр, аспирант ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова.
E-mail: mary.bobrova@rambler.rufoto 47.jpgfoto 46.jpg
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1404
Предыдущая статья3-я Международная научная конференция «Индийская глобальная психиатрическая инициатива»
Прямой эфир