Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№02 2009

Эффективность препарата Тиолепта® как средства лечения больных алкоголизмом №02 2009

Номера страниц в выпуске:26-28
Как известно, клиническая картина алкоголизма включает две основные группы нарушений – аддиктивные, т.е. признаки зависимости от алкоголя, к которым относятся прежде всего патологическое влечение к алкоголю и алкогольный абстинентный синдром, и токсикогенные, которые являются результатом систематической алкогольной интоксикации (Н.Н.Иванец, Ю.В.Валентик, 1988). Хотя эти две группы нарушений взаимосвязаны, их лечение требует дифференцированного подхода и применения разных медикаментозных средств.
Как известно, клиническая картина алкоголизма включает две основные группы нарушений – аддиктивные, т.е. признаки зависимости от алкоголя, к которым относятся прежде всего патологическое влечение к алкоголю и алкогольный абстинентный синдром, и токсикогенные, которые являются результатом систематической алкогольной интоксикации (Н.Н.Иванец, Ю.В.Валентик, 1988). Хотя эти две группы нарушений взаимосвязаны, их лечение требует дифференцированного подхода и применения разных медикаментозных средств.
Вопрос раздельного существования двух блоков симптоматики алкоголизма – аддиктивного и токсикогенного – получил дальнейшее развитие при изучении женского алкоголизма (В.Б.Альтшулер, 1995). При этом на большом материале (1260 больных) установлено, что аддиктивная симптоматика (структура патологического влечения к алкоголю, психопатология абстинентного синдрома, «алкогольные сновидения», нравственно-этическая компонента алкогольной деградации) тесно связана с наличием или отсутствием семейной отягощенности алкоголизмом, в то время как токсикогенная симптоматика (интеллектуально-мнестическое снижение, соматические и неврологические нарушения) не коррелирует с алкогольной наследственностью. Это указывает на фундаментальные различия между указанными блоками клинических симптомов алкоголизма.
В числе токсикогенных нарушений в клинической картине алкоголизма важнейшая роль принадлежит патологии печени (стеатоз, гепатит, цирроз), полиневропатическим расстройствам и ухудшению когнитивных функций. Значение этих нарушений в патогенезе алкоголизма неодинаково. Печеночная патология, являющаяся прямым следствием токсического воздействия алкоголя и его метаболитов, в дальнейшем, как было установлено в нашей клинике (Т.Ю.Абдуллаев, 2001), приобретает самостоятельную патогенную роль и оказывает негативное воздействие на высшие психические (интеллектуальные) функции больных, т.е. становится также и причинным фактором, определяющим неблагоприятное течение алкоголизма – более глубокую степень алкогольной деградации, кратковременность и неустойчивость ремиссий и др. Все это иллюстрирует хорошо известное положение о существовании тесных гепатоцеребральных связей. Ярким примером их может служить, в частности, печеночная энцефалопатия. Большинство исследователей сходятся во мнении, что именно печеночные нарушения являются наиболее важным фактором, лежащим в основе алкогольных энцефалопатии и деградации.
Что касается алкогольной полиневропатии, то согласно данным литературы (Г.Я.Лукачер, Т.А.Махова, 1989) и в соответствии с результатами электронейромиографических исследований, проведенных нашими сотрудниками (А.Н.Демидов, 1994), эта патология в клинической картине алкоголизма имеет «сквозной» характер, т.е. возникает не вследствие заболевания, а в его начале и даже на этапе доклинического злоупотребления алкоголем. Особенно большое место занимает полиневропатия в клинической картине малопрогредиентного алкоголизма, который характеризуется длительным периодом доболезненного злоупотребления алкоголем и в целом более продолжительной алкогольной интоксикацией. Этим же отличается течение алкоголизма у женщин, осложнившегося алкогольными психозами (А.А.Лукин, 2008). Иными словами, полиневропатия вплетается в патогенетическую ткань алкоголизма, что подчеркивает необходимость ее активной терапии на всех этапах заболевания.
Все перечисленные последствия хронической алкогольной интоксикации могут служить прямым показанием для лечебного применения препарата Тиолепта, который производится в виде пероральных таблеток, содержащих по 300 мг тиоктовой кислоты. Согласно информации фирмы-производителя этот препарат является этилендиаминовой солью a-липоевой кислоты, которая представляет собой простетическую группу мультиферментных комплексов и является катализатором энергетического метаболизма клетки. Вещество является коэнзимом ключевых ферментов цикла лимонной кислоты (пируватдегидрогеназы, кетоглутаратдегидрогеназы). Тиоктовая кислота активирует митохондриальные ферменты, повышает окисление глюкозы, тормозит глюконеогенез и кетогенез.
Кроме того, у тиоктовой кислоты (Тиолепта®) отмечены иммуностимулирующее действие, способность потенцировать противовоспалительный эффект глюкокортикостероидов, что свидетельствует о возможности использования этого препарата в разных схемах комплексного лечения. Тиоктовая кислота участвует в регулировании липидного и углеводного обмена, стимулирует обмен холестерина, улучшает функцию печени, т.е. она оказывает гепатопротекторное, гиполипидемическое, гипохолестеринемическое действие.
При пероральном применении тиоктовая кислота быстро всасывается в желудке. Биотрансформация происходит в основном в печени, метаболиты экскретируются с желчью и мочой.
Цель настоящего исследования – изучить эффективность и безопасность пероральной формы a-липоевой кислоты (препарат Тиолепта) у пациентов обоих полов с алкогольной зависимостью средней стадии (F10.2).

Задачи исследования
1. Изучить эффективность и безопасность препарата Тиолепта (таблетки для приема внутрь) в суточной дозе 600 мг в составе комплексной терапии в течение 4-недельного курса по показателям ферментной функции печени, алкогольной полиневропатии и когнитивных функций.
2. Провести сравнительную оценку лабораторных биохимических показателей, неврологического статуса и когнитивных функций у пациентов основной и контрольной групп до и после лечения.

Критерии включения:
• состояние после полного купирования острой интоксикации и абстинентных расстройств;
• давность заболевания не менее 5 лет;
• возраст 21 год и старше;
• способность выполнять назначения и адекватно контактировать с врачом;
• информированное письменное согласие пациента;
Критерии исключения:
• отсутствие достаточной готовности к сотрудничеству;
• психотические расстройства, эпилептические припадки, слабоумие;
• диабетическая полиневропатия;
• вирусные гепатиты;
• тяжелая соматическая патология;
• участие больного одновременно в испытании других препаратов.
Наше исследование терапевтической эффективности препарата Тиолепта было проведено на 60 больных алкоголизмом II стадии, из которых 30 больных составили основную группу и 30 – группу сравнения (табл. 1).
6-t1.jpg

Группы существенно не различались по возрасту, давности заболевания и прогредиентности (прогредиентность исчисляется временем, истекшим от начала систематического злоупотребления алкоголем до начала заболевания, которое определялось формированием алкогольного абстинентного синдрома).
Больные в обеих группах получали стандартизованную комплексную общеукрепляющую терапию, при этом в основной группе дополнительно назначался препарат Тиолепта по 600 мг 1 раз в день утром. Начало лечения – через 7–10 дней после поступления в стационар, когда полностью прошли абстинентные расстройства. Продолжительность лечения 4 нед.
Больные обеих групп обследовались дважды – до и после лечения по четырем параметрам: уровень в крови печеночных ферментов (аланинаминотрансферазы – АЛТ, аспартатаминотрансферазы – АСТ, гамма-глутамилтрансферазы – ГГТ), чувствительность дистальных отделов конечностей (болевая, тактильная, температурная, вибрационная), состояние вегетативных функций (орто- и клиностатическая проба), когнитивные функции (тесты на запоминание и внимание). Следует отметить, что наиболее чувствительным и информативным тестом при диагностике полиневропатии оказалась вибрационная чувствительность.

Результаты исследования

В результате лечения произошли благоприятные изменения по большинству параметров в обеих группах, однако в основной группе степень положительных сдвигов оказалась достоверно большей, и они отмечались чаще, чем в группе сравнения. Особенно хорошие результаты были получены в отношении полиневропатии (табл. 2).
6-t2.jpg

Отчетливо виден контраст между резко выраженной положительной терапевтической динамикой в основной группе больных и незначительными изменениями (либо даже отсутствием изменений) в группе сравнения (cм. табл. 2). Это свидетельствует о довольно глубоком благоприятном влиянии Тиолепты на состояние нервной ткани у больных алкоголизмом, которое отражает важные механизмы заболевания. То же касается изменений вегетативных функций: патология этих функций составляет неотъемлемую часть полиневропатических нарушений, поэтому их нормализация, особенно в симпатическом отделе вегетативной нервной системы, является еще одним свидетельством эффективности препарата Тиолепта в плане лечения больных алкоголизмом, что указывает на необходимость обязательного включения этого препарата в программу восстановительной терапии.
В отличие от яркой положительной динамики в рамках алкогольной полиневропатии межгрупповое сравнение терапевтических сдвигов, относящихся к ферментной функции печени, дало более скромные результаты (табл. 3).
6-t3.jpg

Только по динамике уровня ГГТ основная группа больных имела преимущество перед группой сравнения (см. табл. 3). По значению уровней АСТ и АЛТ основная группа даже уступает группе сравнения. Отсутствие значительного гепатотропного эффекта у данного препарата неудивительно, если учесть, что в настоящее время нет убедительных доказательств эффективности практически у всех других препаратов, применяемых в качестве гепатопротекторов (П.П.Огурцов, Н.В.Мазурчик, 2008). Возможно, здесь играет роль и незначительное число изученных больных, среди которых в основной группе оказались больные токсическим гепатитом, что повлияло на средние значения показателей.
В отношении когнитивных функций, которые, как уже говорилось, во многом зависят от состояния печени, наблюдалась положительная терапевтическая динамика в обеих группах больных; однако и здесь основная группа по результатам лечения почти не отличалась от группы сравнения (табл. 4).
6-t4.jpg


Выводы

1. Препарат Тиолепта является высокоэффективным средством лечения алкогольной полиневропатии. С учетом сквозного характера данного вида патологии в клинической картине алкоголизма следует целесообразность включения препарата в программы комплексной восстановительной терапии больных алкоголизмом на любом этапе заболевания.
2. Аналогичные результаты получены в отношении нарушенных вегетативных функций, которые являются одним из аспектов синдрома алкогольной полиневропатии, что подтверждает значимость первого вывода.
3. В процессе лечения препаратом Тиолепта наблюдалась положительная динамика ферментной функции печени, однако эти изменения не были однозначными и достоверными. С учетом ряда конкретных клинических наблюдений, которые отразили большой разброс показателей, необходимо продолжить данное исследование на большем числе больных.
4. Наблюдалась положительная динамика показателей когнитивных функций. Однако отмеченные изменения по сравнению с контрольной группой неоднозначны. Отсюда следует, что влияние препарата Тиолепта на гепатоцеребральные соотношения не столь активно и демонстративно, как это проявилось в рамках полиневропатических расстройств.
5. Признаков побочного действия, непереносимости и токсических эффектов препарата Тиолепта не отмечено. Таким образом, данный препарат можно рекомендовать для лечения всех больных алкоголизмом независимо от характера и этапа заболевания.
Список исп. литературыСкрыть список
1. Альтшулер В.Б. Некоторые итоги клинического изучения алкоголизма у женщин. Вопр. наркол.1995; 2: 15–21.
2. Абдуллаев Т.Ю. Роль патологии печени в клинике алкоголизма. Дис. ... канд. мед. наук. М., 2001.
3. Иванец Н.Н., Валентик Ю.В. Алкоголизм. М.: Наука, 1988.
4. Лукачер Г.Я., Махова Т.А. Неврологические проявления алкоголизма. М.: Медицина, 1989.
5. Лукин А.А. Клинические особенности алкоголизма у женщин, перенесших алкогольные психозы. Вопр. наркол., 2008; 4: 65–72.
6. Огурцов П.П., Мазурчик Н.В. Патология органов пищеварения при алкогольной и наркотической зависимости. Наркология (национальное руководство). Под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008: 396–417.
Количество просмотров: 2153
Предыдущая статьяПервый психотический эпизод шизофрении: Cперидан (рисперидон) в структуре комплексной терапии
Следующая статьяГидроксизин (Атаракс®) в современной психиатрической практике (обзор)
Прямой эфир