Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2014

Профилактика суицидального поведения среди студентов №03 2014

Номера страниц в выпуске:17-18
За последние 30 лет количество суицидов, совершаемых детьми и подростками, возросло в мире в 30 раз. Проведено исследование среди студентов 5 и 6-го курсов (188 человек) одного из московских вузов. Более 1/3 студентов отметили у себя те или иные формы суицидального поведения, 3% сообщили о наличии в прошлом суицидальных попыток, у 1/2 имели место суициды в ближайшем микросоциальном окружении.
Резюме. За последние 30 лет количество суицидов, совершаемых детьми и подростками, возросло в мире в 30 раз. Проведено исследование среди студентов 5 и 6-го курсов (188 человек) одного из московских вузов. Более 1/3 студентов отметили у себя те или иные формы суицидального поведения, 3% сообщили о наличии в прошлом суицидальных попыток, у 1/2 имели место суициды в ближайшем микросоциальном окружении. При работе со студенчеством представляется необходимым применение таких звеньев дифференцированной профилактики, как универсальная и селективная. Универсальная профилактика направлена на предупреждение возникновения суицидального поведения. Селективная профилактика носит избирательный характер и ориентирована на активное выявление лиц, входящих в группы суицидального риска, и оказание им адекватной профилактической помощи с целью предупреждения возникновения или дальнейшего развития суицидального процесса.
Ключевые слова: суициды у студентов, дифференцированная помощь, универсальная профилактика, селективная профилактика, группы суицидального риска.

Prevention of suicidal behavior among students

N.N.Ivanets1, E.A.Panchenko1,2, M.A.Kinkulkina1
1I.M.Sechenov First Moscow State Medical University, Department of Psychiatry and Addiction;
2Serbsky National Research Centre for Social and Forensic Psychiatry, Moscow


Summary. In the last 30 years the number of suicides committed by children and teenagers in the world has increased by a factor of 30. We conducted a research among the students in their fifth and sixth years in one of Moscow universities (188 people in total). More than a third of the students noticed different forms of suicidal behavior in themselves. 3% informed of suicide attempts in the past, half of the students had suicides occurring in their closest micro-social environment. During the work with students it seems necessary to use such branches of differential prophylaxis as universalistic and selective. Universalistic prophylaxis is directed to the prevention of appearance of suicidal behavior. Selective prophylaxis has a selective character and it is focused on active search of people from groups of suicide risk and delivery of adequate prophylactic care aimed at the prevention of emergence or further development of suicidal process.
Key words: suicides among students, differential help, universalistic prophylaxis, selective prophylaxis, groups of suicide risks.

В последние десятилетия в большинстве стран мира, в том числе в России, отмечается высокая суицидальная активность населения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 2010), в мире ежегодно погибают от самоубийств около 1 мин человек, от 10 до 20 млн совершают суицидальные попытки. По данным ВОЗ, за последние 30 лет число суицидов, совершаемых детьми и подростками в мире, возросло в 30 раз.
В этой возрастной группе суицид занимает 4-е место (после детского травматизма, инфекционных и онкологических заболеваний) в качестве причины смерти. Наряду с ростом завершенных суицидов среди детей и подростков (Д.С.Исаев, К.В.Шерстнев, 2000; Е.М.Вроно, 2001) отмечается увеличение количества суицидальных попыток в этой возрастной группе (А.Г.Амбрумова, Е.Г.Трайнина, 1991; И.Б.Журтова, 2005). Это свидетельствует о том, что к настоящему времени опасность развития суицидального поведения в детском и подростковом возрасте не только не снизилась, но, напротив, все более увеличивается.
Проведено исследование среди студентов (188 человек) старших курсов одного из крупных московских вузов. Более 1/3 студентов отметили у себя те или иные формы суицидального поведения, 3% сообщили о наличии в прошлом суицидальных попыток, у 1/2 имели место суициды в ближайшем микросоциальном окружении. Среди факторов суицидального риска, кроме традиционного синергичного воздействия макро- и микросоциальных факторов, отдельная роль отводится воздействию на сознание молодежи средств массовой информации (СМИ). Весьма тревожными оказались данные о глубоком «невежестве» студенчества относительно изучаемой проблемы. Большинство из респондентов не знали, как и к кому можно обратиться, чтобы получить профессиональную помощь при возникновении суицидальных переживаний. Все это ставит новые задачи для специалистов, работающих в сфере профилактики и коррекции суицидального поведения.
В последние годы ВОЗ классифицирует профилактику психических расстройств на первичную (универсальную), вторичную (селективную) и третичную (индикативную). С учетом адаптации данной классификации к проблеме суицидального поведения определены уровни превенции самоубийств динамической стадии суицидального процесса – универсальный, селективный, антикризисный и индикативный (Б.С.Положий, Е.А.Панченко, 2011), а также разработана модель дифференцированной профилактики суицидального поведения. При работе со студентами необходимо применение первых
2 звеньев профилактической программы – универсальной и селективной.
Универсальная профилактика направлена на предупреждение возникновения суицидального поведения, ориентирована на общую популяцию, включающую все возрастные группы, и носит медико-социальный характер. Цель универсальной профилактики – предупреждение первичного возникновения суицидального поведения путем воздействия на основные «мишени» – факторы риска его развития. К ним относятся:
  • Отсутствие или недостаточный уровень психолого-психиатрического компонента диспансеризации и, как следствие, несвоевременность и низкий уровень выявления психических расстройств в данной возрастной группе населения, что в последующем приводит не только к утяжелению психического заболевания, но и формированию в его рамках суицидального поведения.
  • Отсутствие навыка конструктивного решения проблем и совладания со стрессом.
  • Индуцирование суицидального поведения СМИ.
  • Отсутствие у студентов минимально необходимых знаний о причинах, факторах риска, поведенческих проявлениях суицидального поведения, необходимых мерах в отношении лиц с суицидальным поведением.
  • Наличие «психологического барьера» перед обращением в психиатрическую службу, вследствие чего остается крайне низким раннее выявление психических расстройств, в особенности депрессий, ведущих к возникновению суицидального поведения.
С учетом перечисленных факторов выделены следующие формы универсальной профилактики суицидального поведения:
  • Активное дифференцированное просвещение студентов и лиц, работающих с ними, в отношении факторов риска возникновения суицидального поведения (в том числе наследственных, психопатологических, личностно-психологических), существования защитных (антисуицидальных) факторов, поведенческих проявлений суицидоопасного поведения, телефонов служб экстренной медико-психологической помощи, преодоления психологического барьера перед обращением за психиатрической помощью.
  • Проведение дифференцированных образовательных программ о признаках суицидоопасных состояний, адресованных в первую очередь учащимся вузов и педагогам.
  • Формирование у студентов мотивации и установок на ведение здорового образа жизни.
Технически универсальная профилактика суицидов предполагает прежде всего активное и регулярное сотрудничество специалистов в области психического здоровья со всеми видами СМИ (телевидение, радио, Интернет, печатные издания).
Помимо работы со СМИ необходимо активное внедрение в вузе специальных образовательных программ. Нарастающие темпы роста научно-технического прогресса, а также трансформация социокультурного мировоззрения предъявляют более высокие требования к адаптивным возможностям личности. Педагогам необходимо понимать их сущность с целью последующего использования в педагогической и коррекционной деятельности. Профилактика суицидоопасных кризисных состояний требует комплексного многостороннего подхода, в этой связи необходимо проведение цикла лекций для педагогического состава вузов. Лекции должны носить общеобразовательный характер и содержать подробную информацию о типах суицидального поведения, их проявлениях в поведении человека, признаках суицидоопасных состояний. Кроме того, необходимо развенчание так называемых «социальных мифов» о суициде, зачастую препятствующих оперативному реагированию в оказании помощи лицам с суицидальным поведением.
Также считаем целесообразным разработку методических рекомендаций для педагогов, психологов, социальных работников и врачей, содержащих необходимую при работе со студентами информацию о суицидальном поведении в этой группе.
Селективная профилактика носит избирательный характер и ориентирована на активное выявление лиц, входящих в группы суицидального риска, и оказание им адекватной профилактической помощи с целью предупреждения возникновения или дальнейшего развития суицидального процесса. Основными задачами селективной профилактики являются:
  • Раннее выявление лиц с наличием биологических, личностно-психологических и клинических (психические расстройства) детерминантов суицидального поведения (группы риска суицидального поведения).
  • Первичная диагностика суицидоопасных состояний.
  • Обеспечение лицам, входящим в группы риска суицидального поведения, адекватной медико-психологической и медико-социальной помощи.
  • Укрепление антисуицидального барьера личности предполагает продолжение и углубление психотерапевтических мероприятий, направленных на тренинг конструктивных способов адаптации, выработку навыков самоконтроля и самокоррекции неадаптивных установок, достижение стойкого критического отношения к суицидальным формам реагирования, мобилизацию психологических защит.
Адекватной организационной формой для решения задач дифференцированной профилактики суицидального поведения могут стать специализированные «кабинеты психопрофилактики». Они должны быть укомплектованы врачом-психиатром и/или психотерапевтом.
Определены следующие задачи кабинетов:
  1. Профилактика первичных и повторных суицидальных действий. Предполагает консультирование студентов с начальными проявлениями суицидального поведения, прежде всего субдепрессивными жалобами и антивитальными переживаниями.
  2. Проведение психокоррекционных мероприятий суицидоопасных черт личности, обучение конструктивным методам совладания со стрессом (копинг-стратегии), психокоррекционная работа с ближайшим микросоциальным окружением пациента. Также психотерапевт способен работать с ситуациями утраты у лиц, переживших суицид в своем ближайшем окружении. 
  3. Информирование об особенностях и проявлениях суицидального поведения. Предполагает постоянную просветительскую работу со студентами и преподавательским составом, в том числе с целью донесения информации о доступности получения первичной антисуицидальной помощи в рамках кабинета.
Таким образом, разработанная в исследовании модель превенции суицидального поведения позволяет рекомендовать дифференцированные лечебно-реабилитационные и профилактические программы, направленные на комплексное воздействие на суицидальный процесс.

Сведения об авторах
Иванец Николай Николаевич – д-р мед. наук, проф., чл.-кор. РАМН, зав. каф. психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрава России. E-mail: nivanets@mail.ru
Панченко Евгения Анатольевна – д-р мед. наук, ст. науч. сотр. ФГБУ ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Минздрава России, вед. науч. сотр. ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрава России
Кинкулькина Марина Аркадьевна – д-р мед. наук, проф. каф. психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО Первый МГМУ
им. И.М.Сеченова Минздрава России. E-mail: kinkulkina@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список
1. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков. Саморазрушающее поведение подростков. Сб. статей. Л., 1991; с. 29–36.
2. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков.
Руководство для подростков. М.: Академический проект, 2001.
3. Журтова И.Б. Клинические особенности суицидоопасного поведения у подростков и лиц молодого возраста с хроническими неинфекционными заболеваниями. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Нальчик, 2005.
4. Исаев Д.С., Шерстнев К.В. Методические рекомендации для студентов по курсу «Суицидология». Самара: Изд-во СамГУ, 2000.
5. Панченко Е.А. Роль воспитания в родительской семье в формировании суицидального поведения. Вестн. неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2011; 7: 27–31.
6. Положий Б.С. Интегративная модель суицидального поведения. Рос. психиатр. журн. 2010; 4: 55–63.
Количество просмотров: 3584
Предыдущая статьяФеномены «флэшбэк» и «флэшфорвард»: психопатологические особенности и диагностическое значение
Следующая статьяСравнительная динамика уровней кортизола и дегидроэпиандростерон-сульфата у больных с первым психотическим эпизодом и хронической шизофренией в процессе терапии оланзапином с учетом оценки терапевтического эффекта
Прямой эфир