Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№05 2014

Бензодиазепины из Польши – надежные и эффективные препараты №05 2014

Номера страниц в выпуске:21-24
Препараты бензодиазепинового ряда, производимые польской компанией «Polfa Tarсhomin» (Тархоминский фармацевтический завод «Польфа»), хорошо известны в нашей стране. Их активно используют в повседневной клинической практике наши коллеги психиатры. В настоящее время в России зарегистрированы клоназепам, релиум (диазепам), тазепам (оксазепам), элениум (хлордиазепоксид), лорафен (лоразепам) и реладорм (диазепам + циклобарбитал).
Резюме. Бензодиазепиновые препараты, производимые компанией «Польфа Тархомин», хорошо известны в России. Многочисленные исследования показали неоднократно их надежность, эффективность, хорошую переносимость и преимущества перед другими зарубежными аналогами. В статье дается краткий обобщающий обзор препаратов данного ряда, приводятся их характеристики, даются рекомендации по их использованию.
Ключевые слова: бензодиазепины, «Польфа Тархомин», релиум, тазепам, элениум, сигнопам, клоназепам, лорафен.

Benzodiazepines from Poland – reliable and effective drugs

Yu.A.Aleksandrovsky
Federal Research Center for Psychiatry and Addiction Health Ministry


Summary. Benzodiazepine drugs manufactured by «Polfa Tarchomin» well known in Russia. Multiple studies have shown repeatedly their reliability, efficiency, good tolerance and advantages over other foreign counterparts. The article provides a brief overview of the synthesis of a number of drugs, given their characteristics, and recommendations for their use.
Key words: benzodiazepines, «Polfa Tarсhomin», relium, tazepam, elenium, signopam, clonazepam, lorafen.

Препараты бензодиазепинового ряда, производимые польской компанией «Polfa Tarсhomin» (Тархоминский фармацевтический завод «Польфа»), хорошо известны в нашей стране. Их активно используют в повседневной клинической практике наши коллеги психиатры. В настоящее время в России зарегистрированы клоназепам, релиум (диазепам), тазепам (оксазепам), элениум (хлордиазепоксид), лорафен (лоразепам) и реладорм (диазепам + циклобарбитал).
Изучение терапевтической активности польских психотропных препаратов неоднократно проводили в ведущих психиатрических учреждениях Советского Союза и РФ.
У подавляющего числа больных препараты изучали при неврозах, психопатиях, реактивных состояниях. Кроме этого, упомянутые лекарственные средства назначали при эндогенных заболеваниях (шизофрения, большое депрессивное расстройство, эпилепсия и алкоголизм). Учитывая имеющиеся в литературе данные, а также результаты экспериментального изучения сигнопама, релиума, элениума и тазепама, эти препараты назначали преимущественно больным с невротическими (неврозоподобными) и психопатическими (психопатоподобными) расстройствами. У незначительного числа пациентов указанные препараты использовали при разных типах и различной глубины депрессивных (субдепрессивных) расстройствах, а также для лечения алкогольного, абстинентного и диэнцефального синдромов (табл. 1).

2-t1.jpg

Сигнопам в рамках указанных заболеваний и состояний использовали для лечения нарушенного сна, а клоназепам – при разных формах судорожных расстройств. Изучаемые препараты назначали, как правило, через 4–7 дней после отмены ранее используемых лекарственных средств.
В большей части наблюдений проводилась монотерапия средствами, находящимися на клиническом изучении. Реже их комбинировали с нейролептиками или антидепрессантами. Комбинированная терапия была обусловлена наличием иной, помимо невротической и психопатоподобной, симптоматики. Для исключения возможного влияния сопутствующей терапии на эффективность лечения, дозировки лекарственных средств, используемых в комбинациях с изучаемыми препаратами, не изменяли на протяжении всего курса лечения.
Продолжительность применения препаратов, находящихся на клиническом изучении, составляла от 2 нед до 8 мес.
Основным методом оценки эффективности и особенностей психотропного действия анализируемых средств было клиническое наблюдение за динамикой состояния больных. Кроме этого терапевтическую активность препаратов оценивали при помощи специальных психометрических методов, что впоследствии позволило провести математическую обработку полученных данных.
В рамках настоящего ретроспективного обзора невозможно остановиться на подробном освещении всех полученных результатов, поэтому основное внимание будет уделено тем данным, которые с наибольшей полнотой могут быть продемонстрированы при обобщенном анализе всех материалов, полученных от клиник в период проводимых исследований.
Элениум и релиум являются, как известно, «эталонными» препаратами в группе транквилизаторов. В связи с тем что результаты изучения этих лекарственных средств в нашей стране не отличаются от данных, описанных в мировой литературе, была проведена целенаправленная детализированная оценка остальных изучаемых средств в сравнении с «эталонными» препаратами.
Психотропное действие сигнопама достигает наибольшей величины у больных неврозами и соматическими заболеваниями с неврозоподобной симптоматикой. Наименьший эффект был отмечен при лечении шизофрении и эпилепсии. Эффективность сигнопама при психопатиях и органическом заболевании центральной нервной системы (ЦНС) была примерно одинаковой. Полученные данные характерны для препаратов из группы транквилизаторов и, по-видимому, обусловлены меньшей терапевтической резистентностью психопатологических состояний экзогенного происхождения по сравнению с эндогенными психическими заболеваниями. Одновременно следует отметить, что усложнение состояния больных, обусловленное привнесением в структуру существующих расстройств депрессивных, психотических и негативных проявлений при шизофрении, отрицательно сказывается на эффективности терапии сигнопамом (табл. 2).

2-t2-3-4.jpg

Курсовое лечение в течение 20–30 дней при суточной дозе 40–50 мг сигнопама приводило к полному обратному развитию или значительному ослаблению психопатологических проявлений указанных состояний. Уже со 2–3-го дня лечения наряду с успокоением налаживался сон, снижалась эмоциональная насыщенность переживаний, уменьшалось чувство внутреннего беспокойства, напряженности и тревоги до полного их исчезновения при положительных результатах терапии. Таким образом, наиболее быстро под влиянием препарата редуцировались симптоматика тревожного ряда, раздражительность и расстройства сна. Сенесто-ипохондрические расстройства, повышенная утомляемость более устойчивы к терапии сигнопамом, и еще более резистентными к препарату оказались собственно аффективные расстройства.
На основании выявленных индивидуальных особенностей спектра психотропной активности тазепама и его эффективности при лечении различных заболеваний (табл. 3) можно сделать заключение, что тазепам по действию на отдельные психопатологические симптомы и общей терапевтической активности практически не отличается от сигнопама. Препарат, так же как и сигнопам, оказывает преимущественное воздействие на редукцию невротических расстройств и нарушения сна; наиболее эффективен у пациентов с пограничным уровнем психопатологической симптоматики.
Практически все исследователи, отмечая качественное сходство индивидуальных спектров психотропной активности сигнопама и тазепама с «эталонными» (релиум, элениум) препаратами, делают заключение о меньшей мощности собственно психотропного действия анализируемых средств по сравнению с «эталонными». В связи с чем сигнопам и тазепам обоснованно рекомендованы в качестве дневных транквилизаторов для использования их преимущественно в амбулаторной практике. Основанием для широкого использования сигнопама и тазепама во внебольничной практике является также хорошая переносимость этих препаратов, о чем будет сказано ниже.
Результаты изучения клоназепама, представленные в табл. 4, свидетельствуют о широком спектре психотропной активности этого средства у больных эпилепсией и его высокой эффективности.
Положительным эффектом клоназепама, помимо противоэпилептического действия, является также выраженное влияние этого препарата на редукцию симптомов гиперстенического круга (раздражительность, гневливость, вспыльчивость, злобность). Успокоение больных и упорядочивание их поведения при использовании клоназепама в значительной степени обусловливают возможность повышения их социальной и трудовой адаптации (см. табл. 4).
При изучении психотропных препаратов, производимых в Польше, были выявлены и некоторые побочные эффекты, среди которых основное место занимает побочная симптоматика, обусловленная седативным и миорелаксирующим действием, характерным для транквилизаторов. В группе психических расстройств неожиданной оказалась парадоксальная реакция в виде кратковременного нарушения сна, наблюдавшаяся у 3 пациентов, принимавших сигнопам.
Остальные побочные эффекты проявились в виде единичных соматических расстройств. Необходимо отметить, что побочная симптоматика возникала, как правило, в первые дни лечения и исчезала либо спонтанно, либо после снижения используемой дозы изучаемого препарата.
Ни в одном случае не было отмечено грозных и опасных для жизни побочных эффектов, требующих отмены лекарственного средства.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о возможности широкого использования в амбулаторной и клинической практике эффективных и безопасных психотропных препаратов, производимых в Польше, в качестве дневных транквилизаторов, гипнотиков и противосудорожных средств.

Сведения об авторe

Ю.А.Александровский – д-р мед. наук, проф., чл.-кор. РАМН, зав. отд. Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии Минздрава России. E-mail: i_khroulenko@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Авруцкий Г.Я., Музыченко А.П., Панина Н.В. Результаты изучения психотропных препаратов, производимых в Польше. Новости фармации и медицины. 1990; 6.
2. Авруцкий Г.Я., Калинин В.В. Тревога, бензодиазепины, сигнопам. Новости фармации и медицины. 1991; 3.
3. Александровский Ю.А. Клинико-фармакологический анализ действия транквилизаторов. М., 2003.
4. Василевский Р. и др. Сравнительная оценка пригодности препарата Клоназепам Польфа для лечения эпилепсии. Новости фармации и медицины. 1986; 1.
Количество просмотров: 2004
Предыдущая статьяПсихозы (шизофрения) через призму феномена миграции: по материалам XXII Европейского конгресса психиатрии (1–4 марта 2014 г., Мюнхен, Германия)
Следующая статьяЗависимость субъективной оценки действия анксиолитиков – Феназепама и Афобазола от индивидуально-типологических особенностей больных с тревожными расстройствами
Прямой эфир