Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№01 2018

Терапия аутистических расстройств препаратом Тералиджен® (алимемазин) в детской практике в амбулаторных условиях №01 2018

Номера страниц в выпуске:23-26
Приводятся результаты исследования применения препарата алимемазин (Тералиджен®) для лечения процессуального и органического раннего детского аутизма. Препарат назначался в дозировках от 2,5 до 15 мг/сут per os. Длительность амбулаторной фармакотерапии составляла не менее 6 нед. На фоне лечения отмечена редукция поведенческих нарушений, агрессивных и аутоагрессивных тенденций, обсессивно-фобической симптоматики, кататонических стереотипий, что способствовало социализации ребенка и повышало качество жизни детей, а также их родственников. Отмечена хорошая переносимость препарата алимемазин (Тералиджен®).
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ранний детский аутизм процессуального и органического генеза, негативные расстройства, позитивная симптоматика, задержка развития речи, интеллектуальное развитие, агрессивные и аутоагрессивные тенденции, лечение, Тералиджен, эффективность, нежелательные явления. 
Для цитирования: Алешина Н.В. Терапия аутистических расстройств препаратом Тералиджен® (алимемазин) в детской практике в амбулаторных условиях. Психиатрия и психофармакотерапия. 2018; 20 (1): 23–26.

Приводятся результаты исследования применения препарата алимемазин (Тералиджен®) для лечения процессуального и органического раннего детского аутизма. Препарат назначался в дозировках от 2,5 до 15 мг/сут per os. Длительность амбулаторной фармакотерапии составляла не менее 6 нед. На фоне лечения отмечена редукция поведенческих нарушений, агрессивных и аутоагрессивных тенденций, обсессивно-фобической симптоматики, кататонических стереотипий, что способствовало социализации ребенка и повышало качество жизни детей, а также их родственников. Отмечена хорошая переносимость препарата алимемазин (Тералиджен®).
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ранний детский аутизм процессуального и органического генеза, негативные расстройства, позитивная симптоматика, задержка развития речи, интеллектуальное развитие, агрессивные и аутоагрессивные тенденции, лечение, Тералиджен, эффективность, нежелательные явления. 
Для цитирования: Алешина Н.В. Терапия аутистических расстройств препаратом Тералиджен® (алимемазин) в детской практике в амбулаторных условиях. Психиатрия и психофармакотерапия. 2018; 20 (1): 23–26.

Therapy of autistic disorders with drug Teraligen® (alimemazine) in children's practice on an outpatient basis

N.V.Aleshina
Saratov City Psychoneurological Dispensary. 410038, Russian Federation, Saratov, ul. Zagornaia, d. 3 aleshina78@gmail.com

The study presents the results of using alimemazine (Theraligen®) drug in the early childhood autism treatment. The drug was administered at doses ranging from 2.5 mg to 15 mg per day per os. The duration of outpatient pharmacotherapy was at least 6 weeks. Against the background of treatment, was noted the reduction of behavioral disorders, aggressive and auto-aggressive tendencies, obsessive-phobic symptoms, catatonic stereotypes , which contributed to the socialization of the child and increased the quality of life of children, as well as their relatives. A good tolerability of the drug Alimemazine (Theraligen®) has been noted.
Key words: autism spectrum disorders, early childhood autism of endogenic and organic origins, negative symptoms,  positive symptomatology, speech delay, intellectual development, aggressive and auto-aggressive tendencies, treatment, Theraligen, efficiency, side effects.
For citation: Aleshina N.V. Therapy of autistic disorders with drug Teraligen® (alimemazine) in children's practice on an outpatient basis. 
Psychiatry and Psychopharmacotherapy. 2018; 20 (1): 23–26.

Во всем мире происходит рост числа психических заболеваний. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 г. психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к инвалидизации. Особое место в структуре психических заболеваний занимают нарушения у детей. В частности, одной из наиболее актуальных в современной психиатрии является проблема расстройств аутистического спектра, которая обусловлена неуклонным увеличением числа детей, страдающих ранним детским аутизмом – РДА (В.М.Башина, Г.Н.Пивоварова, 1970; В.М.Башина, 1974, 1977, 1993, 1999; С.А.Морозов, 2000; М.Г.Красноперова, 2003; Л.В.Варанкова, 2004; В.М.Сомова, 2010; О.З.Хайретдинов, 2010; S.Rogers, 2001; T.Wassink, 2001; M.Acosta, P.Pearl, 2006). По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 г. 1 случай аутизма приходился на 150 детей, анализ динамики эпидемиологических данных свидетельствует, что за 10 лет число детей с аутизмом выросло в 10 раз.
В настоящее время в качестве патогенетических факторов РДА рассматривается дисбаланс серотонина и дофамина, а именно повышение уровня серотонина (E.Cook и соавт., 1990, 1993, 1996) и снижение дофамина в базальных ганглиях (E.Ornitz, 1978; J.Martineau и соавт., 1992). Проведенные у детей с аутизмом позитронно-томографические исследования подтверждают данные о нарушении обмена дофамина и гиперчувствительности дофаминовых рецепторов в структурах мозга. Повышение активности дофамина в мезалимбических дофаминовых нейронах рассматривается как причина позитивной психической симптоматики, а снижение его активности в префронтальных областях связывается с дефицитарными проявлениями. Дисфункция других моноаминергических систем может играть не менее важную роль в генезе классического аутизма (M.Olds, A.Yuwiler и соавт., 1992).
Учитывая узкий спектр препаратов, разрешенных к применению в детском возрасте, не теряет своей актуальности вопрос медикаментозного лечения РДА, в том числе в амбулаторных условиях.
В качестве «малого» нейролептика для коррекции аутистисческих расстройств нами был выбран препарат Тералиджен® (алимемазин), выпускаемый ОАО «Валента Фармацевтика».
Тералиджен® разрешен к применению у детей старше 7 лет, хорошо переносится, имеет широкий спектр действия. Препарат оказывает противотревожное и противодепрессивное действие (блокирующее действие на серотониновые рецепторы), вегетостабилизирующее, седативное, снотворное, умеренное a-адреноблокирующее, противорвотное, спазмолитическое, антигистаминное и противокашлевое действие.
Цель исследования: изучить эффективность и переносимость препарата Тералиджен® для лечения процессуального и органического аутизма в амбулаторных условиях.

Материал и методы исследования

Под наблюдением находились 66 детей (61 мальчик и 5 девочек) в возрасте от 7 до 12 лет, страдающих РДА органического и процессуального генеза, из них некоторые дети были с перинатальной патологией в анамнезе. Первую группу пациентов с процессуальным РДА составили 34 ребенка: 88,24% (n=30) мальчиков и 11,76% (n=4) девочек. Вторую группу с органическим РДА составили 32 ребенка, из них 96,8% (n=31) мальчиков и 3,2% (n=1) девочек. Группы были сопоставимы по возрасту и полу.
Пациенты, страдающие РДА, состояли на диспансерном учете и находились на амбулаторном лечении в ГУЗ «Саратовский городской психоневрологический диспансер».
В целом клиническая картина у страдающих РДА включает в себя расстройства коммуникативных навыков, тревожно-фобические проявления, нарушения поведения, аутоагрессию, расстройства адаптации, когнитивные дисфункции. Клиническая картина пациентов 1-й группы с процессуальным РДА включала в себя негативные расстройства, позитивную симптоматику, симптомы искаженного психического развития. Преобладали расстройства экспрессивной речи, мышления, кататонические стереотипии: потряхивание кистями рук, постукивание по телу или предметам, бег на цыпочках, бег по кругу. Поведенческие расстройства сочетались с нарушением эмоционально-волевой сферы в виде эмоциональной неадекватности с преобладанием тревоги и страха. Игровая деятельность носила характер стереотипий, в ней отсутствовали сюжет и ролевая идентификация. 
В клинической картине органического РДА (во 2-й группе) преобладали задержки развития речи с нарушением звукопроизношения, мелодики и темпа речи, интеллектуального развития, формирования навыков самообслуживания, возникновение реакции гнева, агрессивных и аутоагрессивных тенденций. Внимание детей удерживалось с трудом, отмечалась быстрая истощаемость психических процессов. Отмечались расстройства коммуникаций. Пациенты не участвовали в коллективных играх, обнюхивали предметы, облизывали игрушки. Все обследованные пациенты не имели обострения хронических неврологических и соматических заболеваний. 
Исходно и в динамике в процессе исследования наряду с клинико-психопатологическими методами обследования использовались психометрические шкалы и опросники. Для оценки динамики состояния детей на фоне приема препарата в исследовании применялась оценочная шкала РДА CARS – Childhood Autism Rating Scale (E.Schopler и соавт., 1980, 1988), являющаяся широко используемой шкалой для определения выраженности аутистических проявлений у детей; также определялись модифицированный тест Люшера (компьютерный вариант) – The Lüscher Color Test, рисуночные тесты «сюжетные картинки»; оценка и регистрация побочных эффектов проводилась с использованием шкалы DOTESS (Dosage Recorded Treatment Emergent Symptom Scale). Оценка по шале CARS осуществлялась до начала терапии и спустя 6 нед, по шкале DOTESS – до начала терапии, а также каждые 7 дней на протяжении 6 нед.
Детям в 1-й группе с процессуальным РДА Тералиджен® назначался в дозировках от 5 до 15 мг/сут. У пациентов 2-й группы в 100% регистрировалась резидуальная патология центральной нервной системы, в связи с чем назначалась терапия седативными ноотропами (Ноофен, Пикамилон). В этой группе пациентов Тералиджен® назначался в дозировке 2,5–10 мг/сут. Длительность амбулаторной фармакотерапии препаратом Тералиджен® составляла не менее 6 нед. Пациенты обеих групп также занимались с детским психологом и логопедом.

Результаты

Спустя 6 нед лечения в обеих группах зарегистрирована положительная динамика: в группе процессуального РДА по шкале CARS она составила 32,5±0,25 балла и в группе органического РДА – 33,5±0,25 балла (табл. 1).
Среднее улучшение критериев в обеих группах составило от 0,5 до 1,5 балла, что свидетельствует о значительной положительной динамике аутистических расстройств.
10.jpg
Наилучший результат был получен по параметру «коммуникационные способности», которые выражались в уменьшении поведенческих нарушений, агрессивных и аутоагрессивных тенденций, а также способствовали социализации ребенка. Дети при последующих посещениях кабинета участкового психиатра либо в меньшей степени, либо не обнаруживали «полевого поведения». Уменьшение обсессивно-фобической, кататонической симптоматики повышало качество жизни и способствовало реабилитации детей.
Положительная динамика в эмоционально-волевой сфере также подтверждалась тестом Люшера.
В процессе терапии препаратом Тералиджен® (алимемазин) были выявлены побочные эффекты, возможно связанные с лечением, но не требующие отмены препарата, у 5,9% (n=2) пациентов с процессуальным РДА и у 12,5% (n=4) – с органическим РДА. Преимущественно на 1-й неделе терапии отмечалась сонливость, которая купировалась уменьшением дозы с последующей постепенной титрацией препарата. Лучшая переносимость препарата Тералиджен® в группе пациентов процессуального РДА объясняется отсутствием резидуальной патологии (в отличие от группы с органическим РДА); табл. 2.
Побочные эффекты, возможно не связанные с терапией препаратом Тералиджен®, регистрировались у 5,9% (n=2) пациентов с процессуальным РДА и у 3,2% (n=1) – с органическим РДА. Нежелательные явления выражались в гипергидрозе, субфебрилитете и общей слабости. Связывались с нерезко выраженными, непродолжительными проявлениями острой респираторной вирусной инфекции на момент обследования и не требовали отмены нейролептика (см. табл. 2).
11.jpg

Заключение

Анализ терапевтической эффективности препарата Тералиджен® (алимемазин) в суточной дозе от 2,5 до 15 мг в течение 6 нед терапии подтвердил его эффективность и безопасность для коррекции расстройств у детей в возрасте от 7 до 12 лет, страдающих ранним процессуальным и органическим аутизмом. Важно подчеркнуть, что клинически значимой особенностью препарата Тералиджен® является широкий диапазон активности, обусловленный его мультимодальным действием, при котором собственно психотропные эффекты (нормотимический, анксиолитический, антифобический, антидепрессивный, антиобсессивный, седативный и гипнотический, а также мягкий инцизивный и некоторые другие) сочетаются с вегетокорректирующим и антигистаминным действием, кроме этого стоит отметить положительное влияние терапии на когнитивное функционирование.
Совокупность клинических эффектов, в том числе отличных от других препаратов, определяет в целом положительную динамику и эффекты лечения и способствует редукции поведенческих расстройств и нормализации поведения, а также симптомов искаженного психического развития, тревожно-депрессивных, обсессивно-фобических, нарушений сна и кататонических стереотипий. Все это в сочетании с повышением уровня и степени интеллектуального отклика, восстановлением мышления, речи, визуальной, слуховой, тактильной реакции способствует лучшей обучаемости и улучшению коммуникативной сферы, социализации детей, страдающих РДА, соответственно, открывая перспективы их интеграции в среднеобразовательные учреждения наряду с возможностью обучения по общеобразовательной программе. 
Таким образом, доказанная эффективность, а также хорошая (как правило, без значимых побочных эффектов) переносимость препарата Тералиджен® позволяют использовать его для лечения аутизма у детей и способствуют возможности рекомендовать препарат для широкого применения в амбулаторных условиях.

Сведения об авторе
Алешина Наталья Викторовна – канд. мед. наук, зам. глав. врача ГУЗ СГПНД, врач-психиатр. E-mail: aleshina78@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список
1. Башина В.М., Симашкова Н.В. Лечение и реабилитация больных аутизмом в детстве. В кн.: Материалы XIII съезда психиатров России. М., 2000; с. 113–4. / Bashina V.M., Simashkova N.V. Lechenie i reabilitatsiia bol'nykh autizmom v detstve. V kn.: Materialy XIII s"ezda psikhiatrov Rossii. M., 2000; s. 113–4. [in Russian]
2. Башина В.М., Симашкова Н.В., Грачев В.В., Горбачевская Н.Л. Речевые и моторные расстройства при синдроме Ретта. Журн. невропатол. и психиатр. 2001; 101 (7): 20–4. / Bashina V.M., Simashkova N.V., Grachev V.V., Gorbachevskaia N.L. Rechevye i motornye rasstroistva pri sindrome Retta. Zhurn. nevropatol. i psikhiatr. 2001; 101 (7): 20–4. [in Russian]
3. Башина B.M., Красноперова М.Г., Симашкова H.B. Классификация расстройств аутистического спектра у детей. Аутизм и нарушения развития. 2003; 2: 2–9. / Bashina B.M., Krasnoperova M.G., Simashkova H.B. Klassifikatsiia rasstroistv autisticheskogo spektra u detei. Autizm i narusheniia razvitiia. 2003; 2: 2–9.
[in Russian]
4. Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В. Применение церебролизина в сочетании с нейролептиками для коррекции расстройств при процессуальном детском аутизме. Психиатрия. 2004; 1 (7): 35–42. / Bashina V.M., Krasnoperova M.G., Simashkova N.V. Primenenie tserebrolizina v sochetanii s neiroleptikami dlia korrektsii rasstroistv pri protsessual'nom detskom autizme. Psikhiatriia. 2004; 1 (7): 35–42. [in Russian]
5. Башина В.М., Пивоварова Г.Н. Синдром аутизма у детей. Журн. неврологии и психиатрии. 1970; 6: 941–6. / Bashina V.M., Pivovarova G.N. Sindrom autizma u detei. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii. 1970; 6: 941–6. [in Russian]
6. Морозов С.А. Аутизм: методологические аспекты коррекции. М.: Сигналъ, 2002. / Morozov S.A. Autizm: metodologicheskie aspekty korrektsii. M.: Signal", 2002. [in Russian]
7. Морозов С.А. Актуальные проблемы детей с аутизмом в России. Гражданское общество – детям России. М., 2001; с. 69. / Morozov S.A. Aktual'nye problemy detei s autizmom v Rossii. Grazhdanskoe obshchestvo – detiam Rossii. M., 2001; s. 69. [in Russian]
8. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных форма. М., 2007. / Morozova S.S. Autizm: korrektsionnaia rabota pri tiazhelykh i oslozhnennykh forma. M., 2007.
[in Russian]
9. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989. / Lebedinskaia K.S., Nikol'skaia O.S., Baenskaia E.R. i dr. Deti s narusheniiami obshcheniia. M.: Prosveshchenie, 1989. [in Russian]
10. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I. Дефектология. 1987; 6: 10–6. / Lebedinskaia K.S., Nikol'skaia O.S. Defektologicheskie problemy rannego detskogo autizma. Soobshchenie I. Defektologiia. 1987; 6: 10–6. [in Russian]
11. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение II. Дефектология. 1988; 2: 10–5. / Lebedinskaia K.S., Nikol'skaia O.S. Defektologicheskie problemy rannego detskogo autizma. Soobshchenie II. Defektologiia. 1988; 2: 10–5. [in Russian]
12. Лебединская К.С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма. Дефектология. 1994; 2: 3–8. / Lebedinskaia K.S. Medikamentoznaia terapiia rannego detskogo autizma. Defektologiia. 1994; 2: 3–8. [in Russian]
13. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990. / Lebedinskii V.V., Nikol'skaia O.S., Baenskaia E.R., Libling M.M. Emotsional'nye narusheniia v detskom vozraste i ikh korrektsiia. M.: Izd-vo MGU, 1990. [in Russian]
14. Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. М.: Медицина, 2003. / Remshmidt Kh. Autizm. Klinicheskie proiavleniia, prichiny i lechenie. M.: Meditsina, 2003. [in Russian]
15. Красноперова М.Г. Клинические особенности детского аутизма, протекающего с эндогенными манифестными психозами и задержкой психического развития. Журн. неврологии и психиатрии. 2004; 2: 5–10. / Krasnoperova M.G. Klinicheskie osobennosti detskogo autizma, protekaiushchego s endogennymi manifestnymi psikhozami i zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii. 2004; 2: 5–10. [in Russian]
16. Сухарева Т.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М., 1965. / Sukhareva T.E. Lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta.
T. 3. M., 1965. [in Russian]
17. Ульянова Р.К. Дошкольное воспитание аномальных детей. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. Дефектология. 1988; 4: 66–70. / Ul'ianova R.K. Doshkol'noe vospitanie anomal'nykh detei. Korrektsiia dvigatel'nykh narushenii u detei doshkol'nogo vozrasta s rannim detskim autizmom. Defektologiia. 1988; 4: 66–70. [in Russian]
18. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми. Педагогический поиск. 1999; 9. / Ul'ianova R.K. Problemy korrektsionnoi raboty s autichnymi det'mi. Pedagogicheskii poisk. 1999; 9. [in Russian]
19. Хайретдинов О.З. Исследование феноменологии органического аутизма с помощью клинико-этологического метода. М.: Медпрактика–М., 2010; с. 163. / Khairetdinov O.Z. Issledovanie fenomenologii organicheskogo autizma s pomoshch'iu kliniko-etologicheskogo metoda. M.: Medpraktika–M., 2010; s. 163. [in Russian]
20. Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М., 1964. / Kheisserman E. Potentsial'nye vozmozhnosti psikhicheskogo razvitiia normal'nogo i anomal'nogo rebenka. M., 1964. [in Russian]
21. Acosta МТ, Pearl PL. Genetic aspects of autism. In: Autism: A neurological disorger of early brain development. Mac Keith Press 2006;
p. 93–114.
22. Gillberg С, Peeters Т. Autism. Medical and educational aspects. Antwerpen&Goteborg, 1995.
23. Rutter M. The treatment of autistic children. J Child Psychol Psychiatr 1985; 26: 193–214.
24. Rutter M. Autistic children: Infancy to adulthood. Semin Psychiatry 1970; 2: 435–50.
25. Rutter M. Diagnostic and definition of childhood autism. J Autism Child Schizophrenia 1978; 8: 139–61.
26. Алешина Н.В., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Тералиджен в комплексной терапии органического и процессуального раннего детского аутизма. Ч. 3. Междунар. научно-исследовательский журн. 2014; 2 (21): 89–90. / Aleshina N.V., Filippova N.V., Baryl'nik Yu.B. Teralidzhen v kompleksnoi terapii organicheskogo i protsessual'nogo rannego detskogo autizma. Ch. 3. Mezhdunar. nauchno-issledovatel'skii zhurn. 2014; 2 (21): 89–90. [in Russian]
27. Алешина Н.В. Опыт применения препарата Тералиджен в лечении генерализованных тревожно-фобических расстройств. Сборник трудов Областной научно-практической конференции психиатров, наркологов, психотерапевтов. Вып. 9. Саратов, 2011; с. 228–38. / Aleshina N.V. Opyt primeneniia preparata Teralidzhen v lechenii generalizovannykh trevozhno-fobicheskikh rasstroistv. Sbornik trudov Oblastnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii psikhiatrov, narkologov, psikhoterapevtov. Vyp. 9. Saratov, 2011; s. 228–38. [in Russian]
28. Алешина Н.В. Сравнительное исследование эффективности препарата Тералижден и Сонапакс при органических заболеваниях головного мозга. Сборник трудов Областной научно-практической конференции психиатров, наркологов, психотерапевтов. Вып. 10. Саратов, 2012; с. 206–16. / Aleshina N.V. Sravnitel'noe issledovanie effektivnosti preparata Teralizhden i Sonapaks pri organicheskikh zabolevaniiakh golovnogo mozga. Sbornik trudov Oblastnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii psikhiatrov, narkologov, psikhoterapevtov. Vyp. 10. Saratov, 2012; s. 206–16. [in Russian]
29. Алешина Н.В. Применение препарата Тералиджен в структуре фармакотерапии раннего детского аутизма (процессуального и органического). Психическое здоровье. 2014; 2 (93): 70–2. / Aleshina N.V. Primenenie preparata Teralidzhen v strukture farmakoterapii rannego detskogo autizma (protsessual'nogo i organicheskogo). Psikhicheskoe zdorov'e. 2014; 2 (93): 70–2. [in Russian]
Количество просмотров: 3212
Предыдущая статьяПерспективы достижения ремиссии у пациентов с депрессией (по материалам 30-го конгресса ECNP, 2–5 сентября 2017 г., Париж)
Следующая статьяАнтидепрессивная терапия и социальное функционирование: выбор антидепрессанта для водителей
Прямой эфир